Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Что же касается другого человека, упоминаемого в дневнике царя, - В.В. Горячковского, то о нем у нас полвека ничего не писали. А потом ста ли характеризовать только негативно: постоянный враг рабочих на Мур- мане, главный эксплуататор и притеснитель. Именно ему в вину ставилось введение на линии Мурманской железной дороги военного положения. Так или иначе, но В.В. Горячковский не только поддержал порядок на тысячекилометровом пространстве стройки, но и сдал в ноябре 1916 г. железную дорогу в эксплуатацию. Английская газета «Таймс» тогда писа ла, что Россия еще оценит в полной мере «железную волю, большие зна ния и неутомимую энергию главного строителя Мурманской железной до роги, инженера В.В. Горячковского». Однако и строители, и эксплуатационники, и власти, да и сам В.В. Горячковский хорошо понимали, что дорогу надо достраивать, дово дить до кондиции на ходу. И вот об этом наверняка шла речь при встрече царя с Владимиром Васильевичем. И, наконец, несколько слов о графе М.Е. Нироде. Он занимал пост товарища министра императорского двора (зам. министра по нынешней терминологии) и был попечителем (с июля 1916 г.) нового поселения на Мурмане. В беседе с журналистами граф М.Е. Нирод как-то пообещал соору дить в Кольском заливе новый город «в соответствии с последним словом западноевропейского городского строительства», где «каждый романов ский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами куль туры». (Попутно заметим: на «Варяге» мичманом начинал службу Алексей Нирод. Сын? Или племянник?) Кроме этих 5 лиц (3 министра: И.К. Григорович, М.Е. Нирод и А.Ф. Трепов; великий князь Кирилл Владимирович и инженер В.В. Горяч ковский), в дневнике последнего русского царя в начале 1917 г. часто упо миналась фамилия Ден. Вот одна из этих записей: «11-го января. Среда... Обедали: Лили Ден с мужем, кот(орый) приехал с “Варяга” с Мурмана, Аня и Н.П.». Судя по дневнику, у императорской супружеской пары были близкие и дружеские отношения не только с Анной Александровной Вырубовой (в девичестве - Танеевой) и с ее «другом» Н.П., но и с четой Денов. Эти связи имели давнюю историю: еще с тех пор, когда гвардейский морской офицер А.К. фон Ден командовал императорскими яхтами «Штандарт», «Царевна» и «Александрия». Почти каждое лето царская семья проводила часть от пуска на Балтийском море, посещая красивейшие места в финских шхерах и у эстляндских островов. Иногда к ним присоединялись гости из монар ших семей Европы. И Ю.А. фон Ден в качестве супруги капитана яхты, подруги Анны Вырубовой и царицы вошла в высший свет и немало спо собствовала карьере мужа. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz