Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

станет», что позиция Дадли Паунда (первый лорд адмиралтейства), Га­ мильтона (командующий крейсерской эскадрой), адмирала Тови и капита­ на III ранга Брума его не интересует. И вывод по поводу поведения союз­ ников Сталин сделал такой: «Это не делает чести английским лордам». Между нашим лидером и премьер-министром Великобритании Чер­ чиллем завязалась долгая переписка. 18 июля, когда корабли Северного флота все еще продолжали поиски транспортов 17-го конвоя, Черчилль писал Сталину: «Я должен объяснить опасности и трудности этих опера­ ций с конвоями, когда эскадра противника базируется на Крайнем Севере. Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к восто­ ку от острова Медвежий или там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов, базирующихся на побережье...». Черчилль написал длинное письмо, но о том, почему был отдан не­ обоснованный приказ, в результате которого корабли охранения бросили конвой, ни строчки. Естественно, что Сталин не мог молчать и резко отве­ тил Черчиллю: «Приказ английского адмиралтейства 17-му конвою поки­ нуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпать­ ся и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специа­ листы считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и по­ терь. Вам известно, что Советский Союз несет несравненно более серьез­ ные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, что прави­ тельство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе во­ енных материалов в момент серьезного напряжения на советско-герман­ ском фронте...». Англичане соглашались с необходимостью возобновления конвоев после разгрома PQ-17, но при условии, что Баренцево море станет более безопасным. Речь шла о посылке туда 6 эскадрилий бомбардировщиков и 4 эскадрилий торпедоносцев. И была еще одна неудача в нашей обороне Севера: в 1942 г. немцы прорвались в Арктику. Адмирал Н.Г. Кузнецов с горечью вспоминал, как Сталин упрекал его, что «под носом у Головко» немцы проходят в Аркти­ ку и топят там грузовые суда. Вот всем этим, по-видимому, и объяснялась новая командировка ко­ мандующего Военно-Морским флотом СССР адмирала Н.Г. Кузнецова в Полярный в конце 1942 г. И.В. Сталин приказал ему разобраться во всем досконально и доложить Ставке. В конце войны Отом,какИ.В. Сталин руководил войной в Заполярье в 1943-1944 гг., у нас документов очень немного. Даже складывается впечатление, что до 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz