Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Чуть позже Сталин так же действовал при встрече с другим амери­ канцем - Авереллом Гарриманом, возглавлявшим союзную делегацию по подписанию протокола о военной помощи. Сталин понимал значение лич­ ных контактов с представителями союзников и в декабре 1941 г. с нетер­ пением ждал встречи с министром иностранных дел Великобритании Ан­ тони Иденом. Английский высокопоставленный чиновник прибыл в Мур­ манск на крейсере «Кент», затем отправился на поезде в Москву. Осенью 41-го В первые недели войны имя Сталина в стране вспоминалось значи­ тельно реже, чем в мирное время. На авансцену идеологии были выдвину­ ты другие символы: Ленин, Отечество, Святая Русь... Появились и призы­ вы иного рода: «Под знаменем Ленина, под руководством Сталина - впе­ ред, на разгром врага!», «За нашу Советскую Родину!», «Наше дело пра­ вое - мы победим!». Официальная пропаганда 1941 г. все чаще стала об­ ращаться к отечественной истории: как никогда раньше, громко зазвучали имена Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Су­ ворова и Кутузова, адмирала Федора Ушакова. И тем не менее за этим фо­ ном стоял грозный облик вождя - И.В. Сталина. Выдержав натиск противника в самые трудные первые недели вой­ ны, пережив поражения и неудачи, Сталин все увереннее брал командова­ ние в свои руки. И немало его решений той поры касалось Севера. В конце августа 1941 г. был образован новый фронт - Карельский. Его командующим, по решению Ставки и Сталина, был назначен генерал В.А. Фролов, которому пришлось из Мурманска, где был штаб 14-й армии, перебираться в Беломорск. Незадолго до этого с согласия и напутствия Сталина была создана и стала действовать Беломорская флотилия. Сталин регулярно запрашивал, как идет строительство Обозерской железной дороги, которая должна была связать Кировскую (Мурманскую) железную дорогу (севернее Сороки) с Северной дорогой (Архангельск - Вологда - Москва). Об этом ему докладывали Л.П. Берия (это была строй­ ка НКВД) и руководитель карельских большевиков Г.Н. Куприянов. В связи с приближением холодов встал вопрос о ледовых проводках иностранных пароходов через Горло Белого моря к Архангельску. По это­ му поводу в сентябре 1941 г. к Сталину был вызван известный полярник, в прошлом капитан ледокольного парохода «Седов» К.С. Бадигин. Вот как он вспоминал это: «В продолговатом кабинете стоял стол из полированного дерева. За столом сидел Сталин. Я подошел к нему, Сталин встал и молча пожал мне руку. Однако садиться не предложил. Я сразу заметил на его столе свое письмо... 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz