Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
А в это же время, когда «Комет» осторожно пробирался на восток, Сталин был занят вопросом смены руководства Северного флота. Было решено вместо В.П. Дрозда на флот назначить командующего Амурской флотилией А.Г. Головко. И вот в июле 1940 г. Арсения Григорьевича вызвали в Кремль. Гово рил, как обычно, один Сталин: - Там нет сейчас порядка и дисциплины, комфлот лишь спорит с рыбниками, а дело стоит. Между тем театр большой важности, очень сложный, открытый, по-настоящему океанский театр, не в пример Балтике и Черному морю. И не надо забывать, что во время Первой мировой войны связь между западными государствами и Россией была более обеспечен ной по северному направлению, нежели через балтийские порты... И выждав, как всегда, паузу, чтобы все поняли суть сказанного, Ста лин обратился то ли к себе, то ли к присутствующим: - Так что же, значит, товарищ Головко берется за это дело? Стоящему в кабинете по команде «смирно» моряку ничего не оста валось, как сказать, что «буду стараться, но не знаю, как у меня выйдет». С 7 августа 1940 г. А.Г. Головко возглавил Северный флот и, по- моему, ни на один день не забывал, что за ним внимательно следит Моск ва. Об этом говорили звонки из Главного Морского штаба, приезд адмира ла Н.Г. Кузнецова в конце сентября 1940 г., бесконечные запросы о боего товности, разговоры с членом Военного совета, первым секретарем Мур манского обкома ВКП(б) М.И. Старостиным. А.Г. Головко знал, что когда-то Сталин во многом полагался на мо ряков. Сталин не раз указывал, что для Военно-Морского флота надо стро ить линкоры, крейсера, миноносцы, подводные лодки, советовал, как стро ить и где создавать военно-морские базы. На одном из совещаний Сталин говорил Головко: - Вы сначала сами разберитесь, что вы хотите. Вот А.Г. Головко и пытался разобраться, как решить все эти вопросы на Севере. Помимо флота, И.В. Сталин занимался и другими проблемами Коль ского полуострова. По его указанию строились две железнодорожные вет ки к границе: от Кандалакши к Алакуртти и от Пинозера до Ковдора; тяну лась дорога к Ваенге; строились аэродромы в Мурмашах, Африканде и Поное; на границе появились два укрепленных района. В такой сложной и тревожной обстановке прошла половина 1941 г. Эйфория И.В. Сталина по поводу того, как он «обдурил немцев», стала проходить. И из Кольского Заполярья ему докладывали, что немцы в Се верной Норвегии активизируются, что в Финляндии не скрывают подго товку к новой войне, что участились нарушения воздушной и морской гра ниц. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz