Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
и политическая ситуация в мире, в том числе и в Арктике, и постоянное пополнение Северного флота требовали теперь сдачи базы в Ваенге в са мое ближайшее время. Как посчитали участники совещания, не позже 1ян варя 1943 г. (к тому моменту, когда со стапелей судостроительного завода № 402 в Молотовске начнут сходить линкоры и крейсеры). И хотя Комитет обороны принял 15 мая постановление, ужесточающее ответственность руководства стройки, на ней даже полгода спустя мало что изменилось. Несмотря на явную неспособность строителей хоть сколько-нибудь приблизить срок завершения работ в Ваенге, Н.Г. Кузнецов выдвинул но вый, предельно трудоемкий проект. Еще 1 июня 1939 г., выступая с докла дом на заседании Комитета обороны, он заявил о необходимости для Се верного флота иметь еще одну базу, в Иоканьге - пустынном и безлюдном заливе к востоку от Кольского залива, но имеющем неподалеку от морско го побережья прекрасную якорную стоянку, вполне пригодную для боль ших и малых кораблей. И на этот раз Сталин с пониманием отнесся к проекту. Создание ба зы в Иоканьге было незамедлительно одобрено заместителем председателя Комитета обороны А.И. Микояном, но официально оформлено только че рез год, 6 марта 1941 г., лишь после того как залив покинули оставшиеся с согласия советского правительства немецкие транспорты и танкеры, скры вавшиеся в заливе от кораблей британского флота. В те напряженные месяцы 1940-1941 гг. Сталина беспокоили и дела в Северной Атлантике и Западной Арктике (он не раз, к примеру, запра шивал сведения о местонахождении линкора «Бисмарк»), Дав разрешение на проводку Северным морским путем немецкого корабля «Комет», Ста лин не хотел, чтобы об этом узнали англичане и американцы. В секретных военных документах «Комет» называли «Корабль № 45» или «Рейдер В». Переоборудованный из обычного парохода «Эмс», крейсер имел орудия 150-миллиметрового калибра, зенитное вооружение, торпедные ап параты, мины. На его палубах находились катер и гидросамолет. На кораб ле размещалось различное снаряжение для действий в полярных и тропи ческих широтах. И вот этот корабль 9 июля 1940 г. вышел из Бергена и направился на север. Сначала он маскировался под советский пароход «Дежнев», а затем под немецкий «Данау» (порт приписки - Бремен). Наши власти дали ему лоцманов, ледоколы, и «Комет» под командованием капитана I ранга Р. Эйссена благополучно прибыл в Тихий океан, где начал пиратствовать на торговых путях Англии и США (на его счету девять потопленных судов). Но Сталин об этом, по-видимому, уже не знал, так же как и его под чиненные (И.Д. Папанин, А.П. Мелехов, М.П. Белоусов). Никто из них не хотел вспоминать и о том, сколько разведданных собрали немцы во время месячного дрейфа в западном секторе советской Арктики. Все это было передано впоследствии Редеру и пригодилось в 1942 г. 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz