Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Мурманском порту, а советская сторона то же количество топлива напра­ вить в Германию по железной дороге. А вот как осенние события 1939 г. в Заполярье описывал выше цити­ руемый Ю.Н. Жуков (стиль сохранен полностью. - А.К.): «23 октября 1939 г. к причалу Мурманского порта внезапно, не замеченные ранее по­ граничниками, без надлежащего предварительного оповещения и вызова лоцмана подошли два иностранных судна. Немецкое, лайнер “Бремен” во­ доизмещением 52 тыс. т - третий в мире после французской “Нормандии” и британской “Куин Мери”, прежде ходивший по линии Гамбург - Амери­ ка, вышедший из Нью-Йорка 2 сентября и несколько недель уклонявшийся в водах Северной Атлантики от встречи со стремившимися его захватить кораблями британских ВМС. И американское - сухогруз “Сити оф Флинт”, захваченное 9 октября “карманным” линкором “Дойчланд”, а затем на­ сильно приведенное “Бременом” в Мурманск как “военный приз”». Появление в советском порту лайнера одной из воюющих стран, да еще с захваченным им торговым судном нейтральных Соединенных Шта­ тов, поставило Кремль в сложное положение. Скрыть происшедшее до вы­ хода из весьма сомнительной ситуации оказалось невозможным —радист «Сити оф Флинт» оповестил мир и о захвате, и о приводе парохода в Мур­ манск. Но и признать вопиющее разгильдяйство пограничников, ротозей­ ство военных моряков Полярного советское руководство не торопилось. Немецкая команда не только нарушила международное морское право, за­ хватив судно под нейтральным флагом, на борту которого не имелось ни боеприпасов, ни оружия, ни солдат какой-либо воюющей стороны - сло­ вом, военной контрабанды, но и сделала, к тому же в весьма грубой форме, СССР своим невольным соучастником. И все же Кремлю пришлось пойти на огласку инцидента. 24 октября ТАСС распространило сообщение, в котором полностью умолчало о захо­ де в Мурманск «Бремена» (он к тому моменту был интернирован), а ин­ формировало лишь о втором судне. Правда, в несколько своеобразной форме: «Вечером 23 октября в Кольский залив прибыл грузовой пароход под немецким флагом, без советского лоцмана. В результате досмотра оказа­ лось, что это американский пароход “Сити оф Флинт” водоизмещением 5 тыс. т, с направлением из Нью-Йорка в Манчестер (так в сообщении. - А.К.), причем пароход оказался задержанным командой немецкого крейсе­ ра числом 18 человек, которые и привели его в Кольский залив. Немецкая команда считает груз контрабандой (тракторы, зерно, фрукты, кожа, воск и др., всего 3 700 т). Морские власти Мурманского порта временно задержа­ ли пароход и интернировали немецкую команду». Смысл и тон сообщения ТАСС подтверждал, что в тот день Кремль намеревался наглядно продемонстрировать миру не только свою твердую и безусловную приверженность объявленной им политики нейтралитета, 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz