Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

коренном темпе строительства береговых батарей на острове Моржовец - в Горле Белого моря и у селения Поной на восточном побережье Кольско­ го полуострова. Они должны были завершить создание надежного артил­ лерийского прикрытия входа в Белое море и в случае начала войны не до­ пускать подхода вражеских кораблей к Молотовску и Архангельску. А пятью днями позже, по утверждению Ю.Н. Жукова, последовало еще одно решение Политбюро, призванное хоть в какой-то мере компен­ сировать слабость Северного флота, его неспособность оказать серьезное сопротивление вероятному противнику. Срочно мобилизовали и вооружи­ ли восемь траулеров наркомата рыбной промышленности, два буксира, при­ надлежавших наркомату лесной промышленности, и пароход «Профсоюз» наркомата морского флота, приписанные к Мурманску и Архангельску. Эти меры дополнили еще и такими, которые свидетельствовали о фактическом введении на Севере СССР военного положения. Первой из них стало решение Политбюро от 17 сентября, двумя днями позже ноти­ фицированное Наркоминделом «Об объявлении запретной зоны для пла­ вания иностранных судов в Горле Белого моря». Оно не только установило новую морскую границу, проходящую по линии от точки 68°34' северной широты и 43°26' восточной долготы, т.е. от пункта, расположенного се­ вернее Гремихи на побережье Кольского полуострова до мыса Канин Нос. 25 октября 1939 г. последовало еще одно правительственное реше­ ние - «О режиме в Кольском заливе» (цитирую по Ю. Жукову): «1. Признать нетерпимым нынешнее положение в Кольском заливе и в Мурманском порту, когда любое иностранное военное судно, замаскиро­ ванное под гражданский пароход, может беспрепятственно пробраться в Мурманск или к нашим военно-морским базам в Кольском заливе. 2. Закрыть проход в Кольский залив для всех иностранных граждан и тем более военных судов. 3. Возложить ответственность за исполнение пункта второго на­ стоящего постановления на командование Северного Военно-Морского флота, которому подчинить в оперативном отношении морскую охрану НКВД в районе Кольского залива. 4. Военному совету Северного Военно-Морского флота незамедли­ тельно установить соответствующий режим в районе Кольского залива и Мурманского порта с тем, чтобы этому режиму беспрекословно подчиня­ лись все советские суда в указанных районах, для чего разрешить наркома­ ту Военно-Морского флота принять необходимое количество наших граж­ данских судов в указанных районах по указанию тов. Молотова». Последние слова постановления - о пропуске судов по указанию В.М. Молотова - скрывали действия, которые предстояло провести с санк­ ции Политбюро. По его решению от 18 сентября, немецкие танкеры, опа­ саясь нападения британских кораблей, должны были слить свою нефть в 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz