Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
коренном темпе строительства береговых батарей на острове Моржовец - в Горле Белого моря и у селения Поной на восточном побережье Кольско го полуострова. Они должны были завершить создание надежного артил лерийского прикрытия входа в Белое море и в случае начала войны не до пускать подхода вражеских кораблей к Молотовску и Архангельску. А пятью днями позже, по утверждению Ю.Н. Жукова, последовало еще одно решение Политбюро, призванное хоть в какой-то мере компен сировать слабость Северного флота, его неспособность оказать серьезное сопротивление вероятному противнику. Срочно мобилизовали и вооружи ли восемь траулеров наркомата рыбной промышленности, два буксира, при надлежавших наркомату лесной промышленности, и пароход «Профсоюз» наркомата морского флота, приписанные к Мурманску и Архангельску. Эти меры дополнили еще и такими, которые свидетельствовали о фактическом введении на Севере СССР военного положения. Первой из них стало решение Политбюро от 17 сентября, двумя днями позже ноти фицированное Наркоминделом «Об объявлении запретной зоны для пла вания иностранных судов в Горле Белого моря». Оно не только установило новую морскую границу, проходящую по линии от точки 68°34' северной широты и 43°26' восточной долготы, т.е. от пункта, расположенного се вернее Гремихи на побережье Кольского полуострова до мыса Канин Нос. 25 октября 1939 г. последовало еще одно правительственное реше ние - «О режиме в Кольском заливе» (цитирую по Ю. Жукову): «1. Признать нетерпимым нынешнее положение в Кольском заливе и в Мурманском порту, когда любое иностранное военное судно, замаскиро ванное под гражданский пароход, может беспрепятственно пробраться в Мурманск или к нашим военно-морским базам в Кольском заливе. 2. Закрыть проход в Кольский залив для всех иностранных граждан и тем более военных судов. 3. Возложить ответственность за исполнение пункта второго на стоящего постановления на командование Северного Военно-Морского флота, которому подчинить в оперативном отношении морскую охрану НКВД в районе Кольского залива. 4. Военному совету Северного Военно-Морского флота незамедли тельно установить соответствующий режим в районе Кольского залива и Мурманского порта с тем, чтобы этому режиму беспрекословно подчиня лись все советские суда в указанных районах, для чего разрешить наркома ту Военно-Морского флота принять необходимое количество наших граж данских судов в указанных районах по указанию тов. Молотова». Последние слова постановления - о пропуске судов по указанию В.М. Молотова - скрывали действия, которые предстояло провести с санк ции Политбюро. По его решению от 18 сентября, немецкие танкеры, опа саясь нападения британских кораблей, должны были слить свою нефть в 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz