Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

мотр величайшего гидротехнического сооружения XX в. - ББК и выбор места базирования Северного флота. Но выбрать гавани для прибывающих с Балтики кораблей могли и другие люди, кстати, более сведущие в морском деле, чем Сталин и Воро­ шилов. И осмотреть еще недостроенный, кстати говоря, канал можно было бы в другое время. Но так уж сложились обстоятельства, что июль 1933 г. стал месяцем этой поездки. На наш взгляд, тут повлиял целый ряд факторов. Во-первых, о Карелии и Мурмане Сталину много хорошего расска­ зали его тогдашние помощники: Анастас Микоян, занимавшийся снабже­ нием страны и пораженный рыбными богатствами Баренцева моря; пред­ седатель Госплана Валериан Куйбышев, который проводил в районе Мед­ вежьей горы отпуск с охотой и рыбалкой и «нелегально» съездивший в Мурманск; Николай Шверник, посещавший Карело-Мурманский край по профсоюзным делам. Во-вторых, Сталин внимательно прочитал очерк Максима Горького «На краю земли», и его кольнуло: старый и больной писатель нашел время и силы побывать на северной окраине, а вождь всех народов сиднем сидит в Кремле и боится покушений. И, наконец, активную побудительную роль сыграл Сергей Мироно­ вич Киров. Побывав дважды на Кольском полуострове (в 1929-1930 гг. и 1932 г.), он считал крайне необходимым вырваться туда в начале второй пятилетки, чтобы на месте определить пути развития края. И он уговорил Сталина на эту поездку (то было время пика их дружбы). А тут как раз и по­ вод нашелся - сдача в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала (ББК). Мы не будем рассказывать о посещении Сталиным Карелии: об этом есть немало свидетельств (от книги «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина» до «Очерков истории Карельской организации КПСС»), а перейдем сразу к мурманским событиям. 21 июля 1933 г. пароход «Анохин» доставил высоких гостей из Со­ роки (Беломорска) в Кандалакшу. Здесь их ожидал специальный поезд (очевидцы говорили о двух купейных вагонах), который не спеша, к утру следующего дня, добрался до Мурманска. Поездка Сталина и его свиты никак не афишировалась, о ней знало ограниченное число лиц (как мне рассказывал Павел Петрович Семечкин, тогда секретарь Хибиногорского горкома партии и член бюро Мурманского окружкома ВКП(б), о приезде Сталина знали не более двух, от силы трех десятков человек). Поезд подошел не к Мурманскому вокзалу, а остановился у плат­ формы Пригородного поселка. Туда были поданы легковые автомобили, и Сталин с сопровождавшими поехали на тралбазу, где их ожидал буксир­ ный пароход «Буревестник». Поскольку самая короткая дорога в порт по улице Шмидта была перекрыта (у строящейся ТЭЦ сооружали мост через Варничный ручей), то «эмки» пошли по маршруту: Хибинский проезд, 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz