Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

тийского моря в Белое море». Как пишет Ю. Жуков, в этом документе идет речь о переводе из Балтики на Кольский Север двух эсминцев («Урицкий» и «Рыков»), двух субмарин («Декабрист» и «Народоволец») и сторожевых кораблей «Ураган» и «Смерч». Одновременно предписывалось обследовать Кольский залив, чтобы обеспечить базирование кораблей к их приходу. А двумя днями ранее новое соединение Морских сил республики, по своему боевому составу названное пока Северной военной флотилией, по­ лучило и руководство. Командующим и военным комиссаром флотилии стал З.А. Закупнев. Переход кораблей начался из Кронштадта 18 мая, а завершился швар­ товкой в торговом порту Мурманска 5 августа. Но еще до прихода в Коль­ ский залив 1 июня приказ штаба РККА объявил о создании флотилии. Уже после официального открытия канала по нему в августе - сентябре провели и второй отряд: эсминец «Карл Либкнехт», подводную лодку «Красно­ гвардеец», сторожевик «Гроза» и два траулера треста «Главрыба» - «На­ лим» и «Форель», срочно вооруженные и ставшие тральщиками Т-31 и Т-32. Северная флотилия теперь могла выполнять боевые задачи: охранять если не всю акваторию Баренцева моря, то хотя бы подходы к Мурман­ скому побережью и Горлу Белого моря. К тому времени было определено и место для военно-морской базы. Так написано в 2008 г. Ю. Жуковым, а вот как трактовал все эти во­ просы ранее ваш покорный слуга (см. статью «Сталин на Мурмане», опуб­ ликованную в «Полярной правде» 28 июля 1993 г.): «Когда Сталину исполнилось 50 лет (в декабре 1929 г.) и он к тому времени одолел в борьбе за власть своих главных соперников (Троцкого, Каменева и Зиновьева), стал фактически диктатором крупнейшего в мире государства, его поездки по СССР ограничились летним отпускным мар­ шрутом: Москва - Черное море. И вдруг такой вояж: Ленинград - трасса Беломорско-Балтийского канала - Кандалакша - Мурманск. В этой поездке генсека сопровождали С.М. Киров и К.Е. Ворошилов. Первый как секретарь Ленинградского об­ кома ВКП(б), по нынешнему статусу - губернатор всего Северного края, второй как нарком (министр) обороны. И в поезде, и на пароходе делега­ цию членов Политбюро охраняли высшие чины ленинградского управле­ ния ГПУ - НКВД - Медведь и Запорожец. В Карелии высоких гостей сопровождали партийные руководители этой республики и начальство Беломорстроя, а на Кольском полуострове - первый секретарь Мурманского окружкома ВКП(б) А.И. Абрамов и пред­ седатель окрисполкома П.М. Горбунов. Говоря о причинах этого визита Сталина в Карело-Мурманский край (а тогда это словосочетание было в ходу: даже выходил журнал с таким на­ званием), раньше объясняли просто: необходимость решения проблем обороноспособности северо-западных рубежей СССР. И добавляли: ос­ 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz