Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Пока «Мурманстройка» под руководством В.В. Горячковского и не усыпным надзором царя решала свои проблемы на участке Кола - Сороки, министерство торговли и транспорта занялось сооружением торгового порта в Семеновском урочище. Поскольку рабочих на строительстве портовых объектов постоянно не хватало (в декабре 1916 г. их было всего 620 человек), правительство выделило начальнику работ Б.Е. Веденееву военизированные рабочие ко манды. С помощью ратников к весне 1917 г. в Мурманске были построены 3 причала, 2 еще достраивались. «Военные грузы, - докладывали царю, - пошли через Мурман». Кроме ратников, на строительстве в Заполярье широко использова лись военнопленные. Князь Багратион-Мухранский по поручению царя в ноябре 1916 г. занимался проблемой использования военнопленных. Всего, якобы, на строительстве Мурманской железной дороги было занято 50 755 пленных, из них 45 тыс. было военнослужащих австро-венгерской армии. В ноябре 1916 г. на Мурманске работали 29 тыс. человек. В то же время ситуация у Кольского побережья все больше осложня лась. Когда в Баренцевом море появились немецкие военные корабли (крейсера «Метеор» и «Берлин»), а на пути движения союзных пароходов с военными грузами начали встречаться плавучие мины, царское правитель ство было вынуждено принять меры для обеспечения безопасности судо ходства. В Александровск был переброшен из Владивостока минный за градитель «Уссури»; дозорную службу на подступах к Кольскому заливу стал нести вспомогательный крейсер «Колгуев». По-видимому, с участием царя решались и вопросы выкупа у Японии крейсеров «Варяг», «Пересвет» и «Аскольд», а также привлечения к охране побережья Кольского полу острова английских (броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифигения» и 15 тральщиков) и французских («Шампань») судов. 16 марта 1916 г. Совет Министров России одобрил проекты строи тельства двух военно-морских баз: одной в Кольском заливе, другой в Ио- канге, а 17 июня 1916 г. Николай II санкционировал создание флотилии Северного Ледовитого океана. Немало огорчений доставляли русскому царю успехи немецких под водных лодок (в северных водах их было 6). За вторую половину 1916 г. они потопили 3 русских и 7 английских пароходов. ...А жизнь на Мурманском берегу между тем принимала все более цивилизованные формы. 29 июня 1916 г. министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал Николаю II доклад, где ходатайствовал о «преобразова нии железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселе ние». Через неделю (6 июля) на докладе министра появилась утвердитель ная резолюция. Царь согласился с предложением своих сановников, и но вому городу было «высочайше присвоено наименование Романов-на- Мурмане» (по аналогии - Романов-на-Волге, позже Тутаев). По мысли ав 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz