Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Пока «Мурманстройка» под руководством В.В. Горячковского и не­ усыпным надзором царя решала свои проблемы на участке Кола - Сороки, министерство торговли и транспорта занялось сооружением торгового порта в Семеновском урочище. Поскольку рабочих на строительстве портовых объектов постоянно не хватало (в декабре 1916 г. их было всего 620 человек), правительство выделило начальнику работ Б.Е. Веденееву военизированные рабочие ко­ манды. С помощью ратников к весне 1917 г. в Мурманске были построены 3 причала, 2 еще достраивались. «Военные грузы, - докладывали царю, - пошли через Мурман». Кроме ратников, на строительстве в Заполярье широко использова­ лись военнопленные. Князь Багратион-Мухранский по поручению царя в ноябре 1916 г. занимался проблемой использования военнопленных. Всего, якобы, на строительстве Мурманской железной дороги было занято 50 755 пленных, из них 45 тыс. было военнослужащих австро-венгерской армии. В ноябре 1916 г. на Мурманске работали 29 тыс. человек. В то же время ситуация у Кольского побережья все больше осложня­ лась. Когда в Баренцевом море появились немецкие военные корабли (крейсера «Метеор» и «Берлин»), а на пути движения союзных пароходов с военными грузами начали встречаться плавучие мины, царское правитель­ ство было вынуждено принять меры для обеспечения безопасности судо­ ходства. В Александровск был переброшен из Владивостока минный за­ градитель «Уссури»; дозорную службу на подступах к Кольскому заливу стал нести вспомогательный крейсер «Колгуев». По-видимому, с участием царя решались и вопросы выкупа у Японии крейсеров «Варяг», «Пересвет» и «Аскольд», а также привлечения к охране побережья Кольского полу­ острова английских (броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифигения» и 15 тральщиков) и французских («Шампань») судов. 16 марта 1916 г. Совет Министров России одобрил проекты строи­ тельства двух военно-морских баз: одной в Кольском заливе, другой в Ио- канге, а 17 июня 1916 г. Николай II санкционировал создание флотилии Северного Ледовитого океана. Немало огорчений доставляли русскому царю успехи немецких под­ водных лодок (в северных водах их было 6). За вторую половину 1916 г. они потопили 3 русских и 7 английских пароходов. ...А жизнь на Мурманском берегу между тем принимала все более цивилизованные формы. 29 июня 1916 г. министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал Николаю II доклад, где ходатайствовал о «преобразова­ нии железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселе­ ние». Через неделю (6 июля) на докладе министра появилась утвердитель­ ная резолюция. Царь согласился с предложением своих сановников, и но­ вому городу было «высочайше присвоено наименование Романов-на- Мурмане» (по аналогии - Романов-на-Волге, позже Тутаев). По мысли ав­ 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz