Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

По поводу завершения основных работ по строительству Мурман­ ской железной дороги на участке Петрозаводск - Сороки Николай II при­ слал телеграмму: «Прочелъ съ большимъ удовольстгпемъ вашу телеграмму о смычке рельсового пути оть Петрозаводска до Сорокскаго порта. Пору­ чаю вамь передать начальнику работъ, служащимъ и рабочимъ мою сер­ дечную благодарность за ихъ самоотверженные труды на пользу Родины и выраженный чувства, которымъ искренне верю». В мае царя проинформировали, что необходимые средства на строи­ тельство участка железной дороги от Кандалакши до урочища Семенов­ ское тоже выделены. Знал ли царь о тех тяжелых условиях, в которых шло строительство Мурманской железной дороги? По-видимому, знал или, во всяком случае, догадывался, ибо правительство было обеспокоено тем, что на трассе «за­ родился дух своеволия», что во время забастовок «рабочие, ввиду отсутст­ вия достаточной полицейской и воинской охраны, чувствовали себя хозяе­ вами положения». Начальник «Мурманстройки» В.В. Горячковский просил прислать войска в Колу и Кандалакшу. Он писал, что «чрезвычайно важно преду­ предить самое возникновение беспорядков, что может быть достигнуто лишь созданием такой обстановки труда на линии, которой исключалась бы столь соблазнительная для всякой неуравновешенной толпы мысль о фактическом превосходстве ее сил перед средствами, какими располагает местная полицейская власть». В Особом журнале Совета Министров России за 1915 г. немало соб­ ственноручных резолюций царя. По поводу решения об отпуске кредита из казны на расходы по приобретению необходимых плавучих средств и при­ способлений для организации морской перевозки грузов между Кандалак­ шей и Сороками 15 июня 1915 г. Николай II начертал резолюцию: «Согла­ сен». Такая же пометка сделана 7 июля 1915 г. и на решении Совета Мини­ стров об отпуске дополнительных средств на сооружение дороги. А по поводу смычки рельсового пути между Колой и Кандалакшей, как отмечено в официальном отчете, царь прислал министру путей сообще­ ния А.Ф. Трепову такую телеграмму: «Радъ былъ узнать о завершенш части работъ по сооружение Великаго Севернаго пути, имеющаго ныне столь важ­ ное государственное значеше. Поручаю вамъ передать мою благодарность всемъ, потрудившимся надъ этимъ сооружешемъ, и мою уверенность в томъ, что они, несмотря на техничесюя трудности и суровыя местныя услов1я, съ тою же неослабною энерпею доведутъ начатое дело до конца». Не забыл Николай И «Мурманстройку» и по завершении строитель­ ства железной дороги. По случаю окончания укладки пути он объявил вы­ сочайшую благодарность начальнику работ, служащим и рабочим по по­ стройке железнодорожных линий от Петрозаводска до Сорокского порта и от Кандалакши до Колы. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz