Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
речь действовала по принципу контрастного душа, не давая слушателю ос лабить внимание». Черчилль обладал несомненным литературным дарованием - не слу чайно же ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. А сколько нового можно обнаружить, если повнимательнее познакомиться с его письмами (ведь только переписка с Рузвельтом насчитывала около ты сячи посланий с обеих сторон!). А сколько деталей исторического плана есть в его мемуарах. Правда, есть одно место в мемуарах Черчилля, по поводу которого хотелось бы вы сказаться отдельно. Премьер Великобритании писал: «...Мне приходилось протестовать в резких выражениях, в особенности против скверного обра щения с нашими моряками, которые подвергались стольким опасностям, доставляя предметы снабжения войск в Мурманск и в Архангельск». Так вот мы не согласны со словами «скверное обращение». Мурман чане делали все, чтобы приютить и приветить союзников: их селили в комфортабельную гостиницу «Арктика» (пока ее не разбомбили), лечили в лучшем госпитале, снабжали всем необходимым. Но когда янки, поднаб равшись нашего самогона, учиняли драки между собой, и вмешивался наш патруль, задерживая хулиганов на гауптвахту, тут уж было, наверное, и «скверное обращение». Но в целом Мурманск и мурманчане в войну ста рались уважать и союзников, и их вождей-лидеров. Говоря о талантах Черчилля, надо вспомнить, что в свободное время, на отдыхе он много рисовал. В.Г. Трухановский писал: «Живопись давала ему утешение и доставляла удовольствие, отвлекала от огорчений, вызван ных превратностями судьбы. Одному журналисту он говорил, что считает день пропавшим, если не успел написать двух картин. Будучи не особенно силен в технике рисунка, Черчилль обладал отличным чувством цвета. Ему нравилось рисовать на юге Франции, в Италии, в Испании, в Северной Африке, на островах Средиземного моря. Его не прельщали блеклые тона английских пейзажей и серое небо над Англией. Он любил буйные краски Средиземноморья, ярко-голубое море и солнечный небосвод. Нашлись люди, которые искренне, а может быть и не совсем, гово рили о его «исключительном таланте» в этой области, о том, что Черчилль является «в высшей степени многообещающим» живописцем, проводили выгодные для него сравнения с профессионалами. Действительно, он до бился значительного для любителя успеха. В 1921 г. он выставлял в Пари же 5 своих пейзажей. Он не рискнул подписать картины своей настоящей фамилией и выступил под псевдонимом Чарлз Морен. 4 картины были ку плены, причем за них уплатили по 30 ф. ст. за каждую - цену вполне при личную для дебютировавшего». Биографы рассказывали, что Черчилль очень любил купаться. Тело хранитель Томпсон сообщал, что однажды, путешествуя поездом по Егип ту (это было еще в начале 20-х гг.), Черчилль приказал остановиться среди 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz