Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

В то же время премьер-министр Великобритании обращал внимание, что «военно-морские и военно-воздушные силы СССР... должны быть в зна­ чительной степени ответственными за конвои, будь то прибывшие или воз­ вращающиеся, в районе к востоку от меридиана 28° восточной долготы, в во­ дах, которые находятся за пределами видимости Мурманского побережья». В следующем письме сообщалось, что «конвой, состоящий из 35 па­ роходов, отбыл вчера с указаниями пробить себе дорогу к Вам. Располагая приблизительно сотней бомбардировщиков, немцы подстерегают эти па­ роходы и охранение». Черчилль предвидел, что «большая часть пароходов и военные материалы, находящиеся на них, будут потеряны». Многое мо­ жет зависеть и «от степени, в какой Ваши бомбардировщики дальнего дей­ ствия могут бомбардировать между 22 и 29 мая аэродромы противников, включая и находящиеся в Бардуфоссе». В начале лета 1942 г. Черчилль подтверждал планы совместных действий на севере Европы, даже обещал послать шесть эскадрилий авиации в район Мурманска. Для анализа обозначенной нами проблемы весьма важно послание Черчилля Сталину, полученное в Москве 18 июля 1942 г. В нем воссозда­ ется история конвоев в таком виде: «Мы начали отправлять в Северную Россию небольшие конвои судов в августе 1941 г., и до декабря немцы не предпринимали каких-либо шагов для того, чтобы помешать им. С февраля 1942 г. размер конвоев был увеличен, и тогда немцы пере­ бросили в Северную Норвегию значительные силы подводных лодок и большое количество самолетов и начали предпринимать решительные на­ падения на конвои». А далее Черчилль описывал трагедию конвоя PQ-17 (он вышел 27июня 1942 г.) и делал вывод: «Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий или там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов, базирующихся на побережье». В том же послании Черчилль ставил задачу «сделать Баренцево море таким же опасным для немецких военных судов, каким они его делают для нас». Вновь к вопросам о конвоях в северные порты России Черчилль воз­ вращается осенью 1942 г. - очередной караван (40 судов) должен был отпра­ виться на восток в первой половине сентября (PQ-18 вышел 07.09.1942 г.). Но тут опять возникло много сомнений: какие военные корабли будут его прикрывать, посылать ли авианосцы, как обеспечить воздушное господ­ ство в Северной Атлантике. Черчилль писал Сталину в начале сентября 1942 г.: «Конвой PQ-18 в составе 40 пароходов вышел. Так как мы не можем посылать наши тяжелые корабли в сферу действий авиации противника, базирующейся на побережье, мы выделяем мощные ударные силы из эс­ минцев, которые будут использованы против надводных кораблей против­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz