Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
b o b Вардё до Белого моря», составленная штабс-капитаном Н.В. Морозо вым, «Описание Мурманского побережья» адмирала А.К. Сиденснера и «Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана» ученого-оке- анолога Н.М. Книповича. Имел Николай II информацию и об иностранцах в Русской Арктике. Норвежец Й. Лид в своей автобиографии писал, что в сентябре 1914 г. он «сообщил царю из первых рук, что немецкие речные суда в целости и со хранности прошли конвоем в Сибирь». А когда И. Лид вернулся в Петер бург, «царь проявил личный интерес и наградил меня «наследственным почетным русским гражданством». Я поместил этот украшенный гераль дическими знаками документ в рамку и повесил в своей конторе на Нев ском, 26...». Но сухопутная тема - изучение богатств Севера —звучала в тот пе риод в деятельности Николая II все же недостаточно внятно. Дороги и средства связи на Кольском полуострове по-прежнему оставались такими же, как и в XIX в. Вопрос о проведении на Мурман железной дороги все время откладывался. И только в 1913 г. было принято окончательное ре шение о ее строительстве до Петрозаводска. Кто был в этой волоките виноват, сказать трудно, но тут в дело вме шалась война. Когда встал вопрос, как доставлять закупленные у союзни ков вооружение, обмундирование, медикаменты, приборы, а также некото рые виды сырья, то ответ был один: надо срочно строить железную дорогу на Мурман. И уже осенью 1914 г. (почти сразу после начала войны) правительст во с согласия царя выделило деньги на производство изыскательских работ на трассе Петрозаводск - Кола. 5 декабря 1914 г. было принято решение о строительстве южного участка железной дороги от Петрозаводска до Белого моря (Сороки). Од новременно Николаю II была подана докладная записка о необходимости «продления дороги до выхода в открытый океан». 1 января 1915 г. царь, рассматривая смету расходов на строительство Мурманской железной дороги, на представлении Совета Министров оста вил резолюцию: «Согласен, но считаю безусловно необходимым в буду щем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурман ского побережья». И это при том, что царь чаще всего излагал свое мнение в резолюциях одним словом или даже несколькими буквами. В первых числах февраля 1915 г. царю доложили, что кредит на строительство «Мурманки» выделен и создано управление, которому по ручалось все дело сооружения железной дороги (эту «контору» назвали «Мурманстройка»). ~ ".™"” В Первую мировую войну 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz