Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
верфях строились «Святогор» (потом «Красин»), «Александр Невский» («Ленин») и другие суда, впоследствии приписанные к Мурманску. По- видимому, не обходились без его участия и операции по тралению мин в Баренцевом море, ремонт и дооборудование в Англии русских военных кораблей («Варяг», «Аскольд») и другие моменты совместной русско- английской военно-морской деятельности. Но больше всего англичан, и Черчилля в том числе, занимали строи тельство и деятельность Мурманской железной дороги и торгового порта в Кольском заливе. Ведь именно эти морская и железнодорожная линии должны были обеспечить все военные поставки в любое время года. Как вспоминал граф А.А. Игнатьев в своей книге «50 лет в строю», за три года войны удалось доставить в Россию «через Мурманск и Архан гельск на ста тридцати нагруженных пароходах свыше одного миллиона снарядов русского калибра, до двух тысяч самолетов и другое имущество». Но и в обратную сторону пароходы не шли пустыми: они везли лю дей (через Мурманск отправлялись войска в Салоники), различные грузы. Так, в частности, через Мурманск в Европу шли сотни железных бочек со спиртом, используемым для изготовления пороха. Когда из-за отсутствия тары это дело застопорилось, граф А.А. Игнатьев, представитель России во Франции, прислал военному министру Сухомлинову «дерзкую телеграм му»: «Если до конца месяца спирт не будет отгружен в Мурманск, буду вынужден прекратить производство русского пороха...». Являясь с июля 1917 г. министром военного снабжения, Уинстон Черчилль держал папку с документами отправленных в северные порты России грузов всегда под рукой, этот участок работы был одним из глав ных направлений его «восточной политики». Как этот пост в правительстве, так и последующий (в 1918 г. Чер чилль стал военным министром и министром авиации) связаны с еще од ной страницей истории Мурмана - с интервенцией англо-французских войск. Приведем конкретные факты. Представитель России (старый посол царской России) в Лондоне К.Д. Набоков сообщал: «Вступивший на днях в управление военным ми нистерством Черчилль сказал мне в доверительной беседе, что военное министерство будет продолжать снабжать всем необходимым английские войска, находящиеся в России, и русские военные силы, ведущие борьбу с большевизмом». «Это снабжение, - говорил Черчилль, - я буду продолжать, пока не получу категорического приказания прекратить. Такое приказание еще не последовало и находится в зависимости от решения общего вопроса о по литике Парижской конференции по отношению к России». Но политика Британской империи не менялась. Как писал советский биограф У. Черчилля В.Г.Трухановский, с осени 1918 г. «Россия стала глав ным предметом забот Уинстона». 26 ноября 1918 г., выступая перед изби 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz