Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
морских рейсов вдоль Мурманского побережья было увеличено в 2 раза (было 13, стало 27). Пароходы стали заходить в Норвегию и Петербург. Один из новых пароходов Мурманской линии стал носить имя царя «Им ператор Николай II», имел водоизмещение 975 т и довольно приличную скорость (более 20 км в час). К добрым делам Николая II надо отнести проведение первой Всерос сийской переписи населения в 1897 г. Попутно уточняем, что, по данным этой переписи, на Мурмане проживали 9 128 человек, а в анкете Н.А. Ро манова в графе «Занятие» было отмечено «Хозяин», а вовсе не «Хозяин земли Русской», как часто утверждается. Знал царь и об исследованиях, проводимых на Кольском полуостро ве Федоровым, Рамзаем, Виттенбургом и Прохоровым, слышал о моряках и рыбаках Антуфьеве, Копытове и Кучине. Николай II неизменно содействовал полярным экспедициям и науч ным исследованиям Арктики начала XX в.: барона Эдуарда Толля на шху не «Заря» (1900-1902 гг.), Г.Я. Седова на «Святом мученике Фоке» (1912-1914 гг.), В.А. Русанова на моторно-парусном судне «Геркулес» и Г.Л. Брусилова на «Святой Анне». Конечно, можно сетовать, что средства, выделяемые казной, были мизерными, но у царя и его правительства в ту пору всегда не хватало денег. Можно ерничать, что власть предержащие выделили на нужды экспедиции Седова всего 10 тыс. рублей, «пожаловали икону и охотничье ружье», но важно подчеркнуть, что Мурман принимал непосредственное и конкретное участие во всех этих акциях. Летом 1901 г. Александровск провожал в Арктику экспедицию Эдуарда Толля, 9 июля 1912 г. - В.А. Русанова, а 10 сентября того же года - «Святую Анну» Г.Л. Брусилова. Из других событий предвоенной поры, связанных с Кольским полу островом и Арктикой, упомянем лишь три. Первое. Не без согласования с царем осенью 1906 г. в Кольском За полярье плавали и останавливались эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсера «Слава» и «Богатырь». В 1907 г. в Арктику приходил крейсер «Алмаз» под командованием адмирала Ф.В. Дубасова. Второе. В навигации 1909 г. и последующих годов в Арктике рабо тали гидрографы экспедиций на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». И, наконец, третье. Перед Первой мировой войной царское прави тельство Николая II выделило 10 млн. рублей на обновление маяков Мур манского берега. Была разработана специальная программа, и в ней под первым номером значилось: «Постройка нового Цып-Наволоцкого маяка». Информация об этих событиях, экспедициях и походах, а также офи циальные отчеты о полярных исследованиях регулярно поступали на имя царя. В императорской библиотеке были и книги о Кольском полуострове, в т.ч. «Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от остро- 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz