Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

восходную память. Однажды, к удивлению преподавателей и учеников, он получил премию, прочитав на память без единой ошибки 1 200 строк из книги Маколея о Древнем Риме. Он знал наизусть большие сцены из пьес Шекспира и не упускал случая поправить преподавателя, если тот ошибал­ ся, цитируя «Отелло» или «Гамлета». Мальчик учил только те предметы, которые ему хотелось, и отвергал все остальные. Он даже выбирал учителей, у которых готов был учиться, отказываясь от тех, кто ему не нравился. Уинстон нарушал почти все пра­ вила поведения, установленные как воспитателями, так и самими учащи­ мися. Вспоминают, что однажды руководитель школы сделал ему выговор. «Черчилль, —сказал он, —у меня есть очень серьезные основания быть не­ довольным тобой». «А я, сэр, - ответил Уинстон, —имею весьма серьезные основания быть недовольным вами». Все биографы великого англичанина сходились во мнении, что его образование было крайне поверхностным, случайным и обрывочным. Он почти ничего не понимал в экономических и финансовых вопросах. Соци­ альные проблемы оставались для него тайной за семью печатями, к рас­ крытию которой он и не стремился. И в то же время Черчилль всю жизнь придерживался убеждения, что историю делают выдающиеся личности, герои. Из этой предпосылки он исходил и в политике, и при написании своих многочисленных книг. Себя он считал предназначенным судьбой играть именно такую выдающуюся роль. Он был абсолютно уверен, что его призвание - править английским народом. Как отмечают биографы, Черчилль не отличался особенной религи­ озностью. Он уделял церкви лишь самое необходимое внимание и отно­ сился к ней с уважением как к одному из древних институтов государства. «Я, - пишет Черчилль, - в самом начале жизни принял систему взглядов, давая в то же время возможность разуму двигаться по тому пути, по кото­ рому он был в состоянии следовать. Меня не беспокоила несовместимость мыслить в одном направлении и верить в другом». В 1893 г. 19-летним юношей Черчилль лишь с третьей попытки по­ ступил в военное училище. После его окончания внук герцога Мальборо, честолюбивый лейтенант Черчилль отправился на Кубу, где сразу же от­ личился в боях с местными повстанцами. Затем он служил в Индии, много времени уделял самообразованию, сотрудничал в газетах, написал свой первый роман. В составе уланского полка Черчилль участвовал в сражениях в Суда­ не, где написал книгу «Речная война». Затем в качестве военного коррес­ пондента он отправляется в Южную Африку, принимает участие в англо­ бурской войне, где попадает в плен, а затем удачно бежит. Но все это, по словам одного из биографов Черчилля, было не то. Его привлекала политика, он писал матери: «Игра в политику - прекрасная иг­ 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz