Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства...». Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России под держивать круглый год торговые связи с Западной Европой. «При отсутст вии такого пути, - продолжал Романов, - многие государственные надоб ности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) могут оста ваться неудовлетворенными; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Но и на этот раз положительного решения для Мурмана не было принято. И тем не менее, как писал профессор И.Ф. Ушаков, «...на имя ца ря поступали ходатайства и проекты, в которых обосновывалась необхо димость проведения железной дороги в Карелию и далее - до Мурманско го побережья. Об этом просили Петербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства. Архангельский губернатор А.П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчетах и представлениях» неоднократно указы вал, что строительство железной дороги на Мурман является «делом пер востепенной государственной важности» и что «только с проведением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман по лучит подобающее ему экономическое и политическое значение». В июне 1902 г. Николай II распорядился приступить к строительству железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причем выразил «твер дую волю» продолжить эту линию далее на север вплоть до Баренцева мо ря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану - от Влади востока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана». Повелено было для этой цели включить в смету государственных расходов на 1903-1904 гг. кредит в 6 млн. рублей. Но война с Японией и революция 1905-1907 гг. вновь отодвинули проблему освоения Кольского Севера. И все же нельзя утверждать, что царское правительство ничего не делало в тот период по освоению Кольского полуострова. Приведем лишь некоторые факты. Еще летом 1894 г. по поручению министерства финансов (а это ве домство лично курировал царь) в районе от Кандалакши до Колы работала группа изыскателей под руководством Б.А. Риппаса. В 1896 г. началась планировка территории под будущий город в Ека терининской бухте. Строились пристань, набережные, дороги. Одновременно Главный морской штаб России получил указание: «Для защиты российских территориальных вод от вторжения иностранцев посылать к берегам Мурмана военные корабли». В 1893 г. в Баренцевом море патрулировал крейсер «Наездник», в 1894 г. - «Вестник», в 1895 г. - «Джигит», в 1896 г. - «Самоед», а затем патрульное судно, военный транс порт «Бакан». И самое, пожалуй, главное: 8 апреля 1896 г. Николай II распорядился ассигновать на строительство порта и города в Кольском Заполярье 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz