Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Прибытие крейсера «Милуоки» ожидалось в Мурманске 3 или 4 ап­ реля 1944 г. В связи с этим американский посол в Москве А. Гарриман вы­ летел на Север. Высокий гость посетил Мурманск, торговый порт, поинте­ ресовался, как идут поставки по ленд-лизу, осмотрел центральное бомбо­ убежище в городе. 9 апреля высокого гостя принял председатель Мурман­ ского горсовета А.М. Кольцов. Гарриман приехал в Мурманск не с пустыми руками, он подарил го­ роду две санитарные машины. Еще один оригинальный «подарок» хранит­ ся в нашем архиве. Это памятка американским матросам, прибывшим в Мурманск. Там были строчки не только об истории «маленького Лондо­ на», как звали наш город союзники, не только о русских обычаях и тради­ циях, но и советы, как вести себя в общественных местах: не приставать к русским женщинам и соблюдать заморский этикет... О контактах мурманчан с американцами Америка периода Второй мировой войны, олицетворением которой являлся Франклин Делано Рузвельт, была ближе северянам, чем в любой другой период истории двух государств. Впечатляла помощь по ленд-лизу. Мурманчане видели десятки иностранных пароходов, приходящих на раз­ грузку и набитых до отказа военной техникой, боевым снаряжением и про­ довольствием. Они не знали, что это всего лишь 4% того, что производи­ лось в СССР, а видели массу грузов, идущих из-за океана. Причем часть грузов оставалась на Кольском полуострове. Порт получил из США подъ­ емные краны, железная дорога - паровозы и думпкары, комбинат «Северо- никель» - металлургическое оборудование. Среди населения регулярно распределялись «американские подарки» - вещи и продукты, собранные в США, как ныне говорят, в форме гуманитарной помощи. Личные контакты мурманчан с американцами были в порядке вещей и носили разнообразный характер. Капитаны советских судов сотруднича­ ли с американцами и в портах загрузки, и на переходах. Многие наши суда, в т.ч. ледоколы «Красин» и «Микоян», ремонтировались в США. Мурман­ ская женщина-капитан Валентина Орликова, плававшая тогда на теплохо­ де «Двина», в автобиографии отмечала: «В 1943 г. через Исландию при­ шли в Нью-Йорк. Там сделали ремонт, поставили вооружение». Большая группа североморцев в 1943 г. получала в США тральщики, построенные там по заказу СССР. Когда на стапелях в городе Тампа (штат Флорида) были спущены на воду первые корабли, американцы давали на­ шим морякам минимум три месяца на освоение новой техники. Но северо­ морцы взялись подготовить тральщики к переходу за две недели. На ходо­ вых испытаниях, на тренировках и стрельбах они не раз слышали: «Удиви­ тельные вы люди, русские! Наш президент знал, кому надо помогать». 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz