Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Он продолжал оказывать помощь голодающим районам, закупал ле карства, приобрел оборудование двух сельскохозяйственных станций, на базе которых позже были созданы совхозы, один из них получил имя Ф. Нансена. «Русскому народу принадлежит великое будущее...» В 1923 г. Нансен написал новую книгу - «Россия и мир», где доказы вал, что благополучие всего мира тесно связано с расцветом России. Он писал: «Не может быть никаких сомнений в том, что русскому народу принадлежит великое будущее... Я считаю вероятным, что в не слишком далеком будущем Россия принесет Европе не только материальное спасе ние, но и духовное обновление». А на одном из прощальных вечеров Нан сен говорил: «Я верю в великую будущность России». В 1924 г. по инициативе Нансена возникло Международное общест во по изучению Арктики с помощью воздушных кораблей («Аэроаркти- ка»). Мурманчане активно работали в этом обществе. Журнал «Карело- Мурманский край» систематически давал информацию о работе «Аэроарк- тики», и в одном из номеров за 1928 г. была помещена фотография Нансе на в группе русских ученых. Именно тогда обсуждался вопрос о строи тельстве в Мурманске причальной вышки для аэростата или дирижабля. Вместе с русскими Ф. Нансен участвовал в арктических экспедициях 1928 г. Когда после завершения экспедиции по спасению экипажа дири жабля «Италия» Ф. Нансена спросили, почему так удачно сложилась опе рация русских, он ответил: «Их новшество - ледокол в сочетании с само летом сделали невозможное возможным». После смерти Ф. Нансена в 1930 г. русские ученые продолжили его дело по изучению Центральной Арктики. Начиная с 1937 г., когда на Се верном полюсе высадилась четверка И.Д. Папанина, и кончая последней экспедицией на полюс, наши представления об Арктике значительно рас ширились. И еще два момента В заключение очерка хотелось бы обратить внимание читателей еще на два вопроса, имеющих прямое отношение к истории Кольского Севера. Весной 1920 г. Нансен организовал экспедицию по спасению русско го ледокольного парохода «Соловей Будимирович» («Малыгин»), дрейфо вавшего в Карском море. Он обратился к правительствам западноевропей ских стран с призывом помочь бедствующему пароходу. Экспедицию по спасению русского судна возглавил Отто Свердруп. Участие норвежских моряков в спасении советского парохода послужило укреплению дружест венных отношений между соседними народам. Второй момент такой. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz