Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
Спустя пять лет, ушедших на поиски средств и подготовку, Фритьоф Нансен отправился в Арктику на специально построенном корабле «Фрам» («Вперед»), «Фрам» был небольшим судном (39 м в длину) с выпуклыми борта ми (ширина 11 м) и выдвинутым вперед форштевнем, состоящим из дубо вых балок, окованных стальной броней. Необычными были прочные трой ные борта судна из старого итальянского дуба, достигающие толщины 80 см, и большое число дубовых и железных распорок. Судно походило на расколотый надвое кокосовый орех. Русские ученые принимали непосредственное участие в подготовке новой экспедиции Нансена. Будущий адмирал С.О. Макаров сообщил Нан сену данные о температуре воды в восточной части Ледовитого океана, со бранные во время плавания на корвете «Варяг». Известный русский иссле дователь Э.В. Толль подобрал для Нансена в Сибири ездовых собак, уст роил на случай зимовки в районе Новосибирских островов 3 склада. Нан сену были переданы все изданные в России карты северных морей. Забегая чуть-чуть вперед, скажем, что на торжественной церемонии в Бергене по поводу успешного завершения экспедиции на «Фраме» Нан сен провозгласил тост за Россию и ее людей. Он заявил, что достижения его последнего похода опирались на труды русских мореплавателей: Деж нева, Челюскина, Прончищева, Лаптевых и др. «Фрам» вышел в свой исторический рейс 21 июля 1893 г. и через не делю встретился с первыми льдами. Дойдя до Восточно-Сибирского моря, «Фрам» лег в дрейф. Нансен рассчитывал, что льды вынесут их корабль в район Северного полюса. В течение трехлетнего дрейфа участники экспе диции сделали массу открытий: о глубинах Северного Ледовитого океана, течениях, земном магнетизме и т.д. Когда стало ясно, что «Фрам» пройдет южнее полюса, Ф. Нансен, взяв в спутники штурмана Ф. Иогансена, направился к полюсу на лыжах. Хотя эта попытка и не увенчалась успехом, все же Нансен достиг рекорд ной широты 86°14'. Благополучно вернувшись в августе 1896 г. в Норвегию, Нансен на писал книгу «“Фрам” в Полярном океане», которая переведена на русский язык и выдержала в нашей стране пять изданий. Книга посвящена жене: «Ей, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». А заканчива лась книга такими словами: «Наше путешествие приподняло значительную часть завесы, покрывающей большую неисследованную область около по люса, и дало нам возможность составить себе довольно ясную и достовер ную картину этой части нашей Земли, которая до сих пор была отдана в добычу фантазии. Но мы не должны останавливаться на этом, еще немало загадок зовет нас к новой работе на севере, и многое могут разрешить только долгие годы наблюдений». 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz