Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

злости ножницами), упорство и способность к нестандартным решениям. Была слава - предсмертная. Была любовь - счастливая, но горькая до са­ моотречения, потому как любить жену своего подчиненного для офицера царского русского флота с его понятиями о чести - испытание жестокое, немилосердное. Такая судьба была уготована Александру Колчаку, о котором поста­ рались рассказать нам создатели фильма “Адмиралъ” . Точнее, попытались. Колчак, конечно, герой, но, как показалось, совсем другого кино... Нет, фильм сделан неплохо, крепко. Батальные сцены хороши, захва­ тывают, заставляют сопереживать героям. Спецэффектов, опять же, куча - мир взрывается и разлетается на части довольно правдоподобно. Вроде всё на местах - и время передано подобающе, работа художников и операто­ ров - на уровне. Да и Константин Хабенский в главной роли, в общем, выглядит при­ стойно, провалом его работу назвать язык не повернется. Однако и к без­ условным удачам я бы ее не отнес. Колчак у Хабенского получился какой- то в одну линию, вытянутый “в струнку”. А адмирал-то был, надо при­ знать, явлением масштабным, многомерным. Как-то свести его в одну плоскость - мелко, несправедливо по отношению к этому очень непросто­ му и, очевидно, очень достойному человеку. Адмирал, ученый, полярный исследователь. К тому же - сын России, до конца веривший, что отстоять ее от большевиков возможно (и, кстати, близок был к этому, близок чрез­ вычайно - в ходе весеннего наступления 1919 г. почти уже вышел к Вол­ ге). Он ведь из относительно благополучной Японии, куда приехал из Штатов, вернулся в страну, где бал уже правили голод и война - жестокая и кровавая. С точки зрения сегодняшнего зрителя, шаг, наверно, не просто странный, а абсурдный. Зачем? Чтоб найти свою смерть в братоубийствен­ ной бойне и быть упокоенным в иркутской полынье? Фигура, без сомнения, героическая и загадочная. Герой всегда при­ влекает к себе внимание, его боготворят, хотят быть на него похожими. Александр Васильевич Колчак - не исключение. Что и говорить, судьба ему выпала яркая, много вместившая: и взлеты головокружительные, и власть, и славу, и любовь тысяч людей, способных идти за него на смерть (в фильме это попытались показать, но получилось как-то мимоходно, словно между строк, как в эпизоде, когда белые полки встают перед вер­ ховным правителем Сибири на колени). К нему и его палачи отнеслись в высшей степени уважительно, с почтением, признавая силу врага. Это видно даже по тому, как велись допросы. О нем много писали - Бунин, Куприн, Шмелев... Можно с уверенностью сказать, что мы присутствуем при рождении новой мифологии. Отличающейся от советской лишь тем, что значочки “наш” - “не наш” на кокардах поменяли. Белые теперь “наши” - все, без исключения, герои, образованные, смелые до безумия, интеллигентные, 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz