Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.

Подождав на острове Котельный, пока море хорошо замерзнет, а мо­ лодой лед окрепнет, экспедиционная партия А. Колчака перешла по льду с Новосибирских островов на материк и в январе 1904 г. прибыла в Якутск в полном составе, не потеряв на этих запредельно трудных путях в течение года ни одного человека». Впоследствии А.В. Колчак рассказывал, что на острове Беннетта им удалось найти следы пребывания экспедиции барона Толля - 4 ящика с геологическими коллекциями и коротенькую записку: «Отправимся сего­ дня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. Э. Толль. 26 .Х-1902». (Этот мыс острова Беннетта Колчак назвал именем Софьи, то­ гда невесты, потом жены - Софьи Омировой.) Вновь к проблемам Севера Колчак вернулся после русско-японской войны и плена. В январе 1906 г. он составил краткое описание парусно­ паровой шхуны «Заря» (водоизмещение 443 т, скорость до 8 узлов). В 1907 г. опубликовал перевод «Таблицы точек замерзания морской воды» М. Кнудсена. В 1908 г. вел переговоры с А.И. Вилькицким (начальник Главного гидрографического управления России) об организации новой экспедиции в Арктику. На допросе в Иркутске 21 января 1920 г. Колчак об этом рассказы­ вал: «...Начальник Главного гидрографического управления Вилькицкий (я его хорошо знал, так как он был полярный исследователь, и он меня хо­ рошо знал и сочувствовал всей моей деятельности) предложил мне органи­ зовать экспедицию для исследования северо-восточного морского пути из Атлантического океана в Северный океан вдоль берегов Сибири. Встре­ тившись и переговорив с ним, я решил заняться этим делом». В 1909 г. Колчак опубликовал свой труд «Льды Карского и Сибир­ ского морей» и в это же время наблюдал за постройкой на Невском судо­ строительном заводе двух ледоколов - «Таймыр» и «Вайгач». К этому времени Колчак был уже капитаном II ранга, в этом качестве стал коман­ диром «Вайгача» и осенью 1909 г. отправился в Северный Ледовитый оке­ ан через Владивосток. И кто знает, что предпринял бы еще А.В. Колчак в плане изучения и освоения Севера, если бы не Первая мировая война, ре­ волюция и Гражданская война. Очень благожелательно вспоминал о А.В. Колчаке в своих мемуарах А.Ф. Керенский. Вот его слова: «Адмирал Колчак был одним из самых компетентных адмиралов российского флота и пользовался большой попу­ лярностью как среди офицеров, так и среди матросов. Незадолго до рево­ люции он был переведен с Балтики и назначен на пост командующего Черноморским флотом. В первые же недели после падения монархии он установил отличные отношения с экипажами кораблей и даже сыграл по­ ложительную роль в создании Центрального комитета флота. Он быстро приспособился к новой ситуации и потому смог спасти Черноморский флот от тех кошмаров, которые выпали на долю Балтийского». 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz