Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2010. - 249, [1] с.
мые средства - минимальную сумму для организации спасательной экспе диции. Адмирал О.С. Макаров со свойственной ему решительностью тут же предложил отправиться на “Ермаке” на помощь оставшимся на необи таемых островах исследователям, но его не поддержали: было слишком рискованно обречь большое судно и сотни людей на вынужденную зимов ку в арктических льдах. А главное, на пути в далекий и трудный поход не было ни одной промежуточной базы с запасами угля. Необходимо отметить, что реакция руководителей Академии наук на призыв лейтенанта Колчака оказалась скорой и положительной. Было при нято решение создать спасательную партию под его руководством и вес ной - летом 1903 г. попытаться найти группу Э.В. Толля и оказать им по мощь. Получив согласие, Александр Колчак начал энергично заниматься ор ганизацией спасательной партии. Уже менее чем через месяц, в январе 1903 г., он отправился из Петербурга в Архангельск. Дело в том, что акаде мик Ф.Н. Чернышев - сам полярный исследователь, настоятельно рекомен довал Колчаку взять себе в помощники для такого рискованного похода 4-5 мезенских промышленников-зверобоев - людей крепких, невероятно вы носливых и отважных для работы в арктических льдах. В результате этой по ездки и была сформирована спасательная партия: руководитель лейтенант Колчак, четыре мезенца-зверобоя и два военных моряка, всего семь человек. На долю этих мужественных людей выпал труднейший путь: на ло шадях, оленях, собаках, а где и пешком в разгар сибирской зимы. От Ар хангельска почти через всю Сибирь - “неведомую, дикую, седую”, какой представлялась она в народном сказании, до устья Лены пробирались пу тешественники. Морозы достигали сорока градусов, а поездка продолжа лась почти 4 месяца. 5 мая 1903 г. Александр Колчак со своими спутниками прибыл Тикси. После небольшого отдыха моряки сняли со стоявшей в бухте на зимовке “Зари” судовой вельбот, поставили и закрепили его на двойные оленьи нарты и, завершив необходимые приготовления, отправились на Новосибирские острова. По заснеженной тундре, морским льдам, через то росы и трещины во льдах люди вместе с собаками тащили нарты с тяже лым вельботом и припасами. Наконец, достигли острова Котельный в ар хипелаге Новосибирских островов. Закончился так называемый “санный” путь. Здесь спасательной партии предстояли небольшой отдых и подготов ка к морскому походу. Во второй половине июня, когда льды береговых припаев взломало и немного разнесло ветрами и течением, лейтенант Колчак с помощниками отправился на вельботе в морское плавание. Сорок суток продолжался этот поход на судовой шлюпке в Северном Ледовитом океане. Обходили с не скольких направлений побережье островов Котельный, Землю Бунге, ост ров Фаддеевский. Высаживались на побережье, немного обогревались, су шили одежду у костра, подкреплялись и снова пускались в плавание. На 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz