Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

ские базы эскадры крупных надводных кораблей в составе линкора «Тир- пиц», карманных линкоров «Адмирал Шеер» и «Лютцов», тяжелого крей­ сера «Адмирал Хиппер», легкого крейсера «Кельн». Количество немецких подводных лодок достигло 20, а самолетов к маю стало 400. Гитлер создал и на военно-морском театре Северной Европы чис­ ленный перевес, особенно в надводных кораблях и авиации (у Северного флота к началу 1942 г. было 7 эсминцев, 27 сторожевых кораблей, 32 траль­ щика, 49 сторожевых катеров и 135 боевых самолетов). К тому же у нем­ цев было выгодное базирование - как вблизи путей сообщения между Германией и Северной Норвегией, так и неподалеку от основных маршру­ тов из Исландии и Шотландии в Мурманск и Архангельск. По поводу перевозок грузов через Норвегию и Финляндию в «Исто­ рии Второй мировой войны» читаем: «Основная коммуникация фашист­ ской Германии в зоне действий Северного флота пролегала от Тромсё до портов Петсамо и Киркенес в Варангер-фьорде (400 миль). По ней в Гер­ манию доставлялось до 20 тыс. т никеля, или 65—70 процентов ее годовой потребности в этом виде стратегического сырья. Кроме того, из портов Ва- рангер-фьорда вывозилась железная руда, ежемесячная добыча которой в районе Киркенеса составляла до 30 тыс. т. По этой коммуникации осуще­ ствлялось также снабжение войск немецкой армии “Норвегия”, действо­ вавшей на Мурманском направлении». К тому же Гитлер постоянно ожидал (после высадки англичан на Лофотенских островах осенью 1940 г.) новых десантов в Норвегии. На со­ вещании в штаб-квартире фюрера 22 января 1942 г. Гитлер заявил: «Нор­ вегия - решающая военная зона. В создавшихся условиях туда следует не­ медленно послать подкрепление из надводных и подводных сил... Все под­ водные лодки немедленно направить на морские подступы к Норвегии...». В директиве Гитлера это было сформулировано так: «Целевой установкой на будущее остается по-прежнему развертывание военно-воздушных сил и военно-морского флота для борьбы против англо-саксонских держав... На­ ряду с этим остаются важными задачами: обеспечение службы конвоев и обороны Норвегии...». Гросс-адмирал К. Дениц в своей книге «Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне» писал: «...Верховное командование настояло, чтобы на подходах к Норвегии постоянно находились в боевой готовности 20 подводных лодок. Но с 12 марта 1942 года их задача, звучавшая как “защита Норвегии” , получила новую ориентацию - “воспрепятствования” перевозкам грузов противника в Мурманск и Архангельск». А вот как освещал этот эпизод Второй мировой войны известный ис­ следователь С.В. Роскилл: «Одна из “интуиций” Гитлера, к счастью для нас, стала причиной ослабления нажима в Западной Атлантике... Дениц получил очень неожиданный приказ о переброске восьми подводных ло­ док в воды между Исландией, Фарерскими островами и Шотландией для 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz