Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

И вот что знали в Берлине об этом будущем театре военных дейст­ вий весной 1941 г. (привожу выдержку из доклада атташе): «Сведения, ка­ сающиеся Северного флота, довольно скудные и не могут претендовать на полноту. Поэтому представленные данные нуждаются в уточнении, но подтверждение сообщений происходит редко. Сведения могут быть только проверены на основании аналогичных заключений. 1. Флот Северного моря благодаря Беломорскому каналу представ­ ляет собой материальный резерв Балтийского флота. Только некоторые из перечисленных выше судов наблюдались по несколько раз. Наличие подлодок “М” в Северном море основывается на том, что в течение многих лет они не появляются в Балтийском флоте. Ес­ ли даже принять во внимание, что отдельные корабли могли быть отправ­ лены на другой флот (по железной дороге), то все же, без сомнения, ос­ тальная часть подлодок типа “М” находится в составе Северного флота. 2. Строительство Северного флота до сих пор идет медленными тем­ пами. Полностью отсутствуют новые большие подлодки классов “С” и “К” и большие минные подлодки класса “Л”. Только наличие военных судов подобного рода могло бы дать возможность Северному флоту вести насту­ пательную подводную войну. В этом он сильно отличается от Балтийского. Подобно Дальневосточному, Северный флот имеет, в общем, оборони­ тельные задачи. 3. В районе Северного морского флота находится важный морской путь, по которому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназна­ ченный для обслуживания судоходства Северного морского пути. В Мур­ манске постоянно чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген военно-морские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При прекращении этого подвоза судоходство по Северному морскому пути остановится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно нарушены советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизненные интересы страны при этом не затрагиваются (надо за­ метить, что северная часть Мурманской железной дороги электрифициро­ вана, а средняя и южная обеспечиваются ленинградским углем)». В таблице, приложенной к этому докладу атташе, даны сведения о советском подводном флоте на Севере: больших подводных лодок (водоизмещением более 800 т) - 3, средних (около 500 т) - 5, малых (250 т) - 9. В другом месте и в иной таблице немцы определили состав Северно­ го военно-морского флота кначалу войны с Германией следующим образом: 1 лидер флотилии (водоизмещением) - 2 600 т, 8 эсминцев - 12 206 т, 19 подлодок - 8 5 1 0 т , 3 торпедных катера - 2 200 т. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz