Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
И вот что знали в Берлине об этом будущем театре военных дейст вий весной 1941 г. (привожу выдержку из доклада атташе): «Сведения, ка сающиеся Северного флота, довольно скудные и не могут претендовать на полноту. Поэтому представленные данные нуждаются в уточнении, но подтверждение сообщений происходит редко. Сведения могут быть только проверены на основании аналогичных заключений. 1. Флот Северного моря благодаря Беломорскому каналу представ ляет собой материальный резерв Балтийского флота. Только некоторые из перечисленных выше судов наблюдались по несколько раз. Наличие подлодок “М” в Северном море основывается на том, что в течение многих лет они не появляются в Балтийском флоте. Ес ли даже принять во внимание, что отдельные корабли могли быть отправ лены на другой флот (по железной дороге), то все же, без сомнения, ос тальная часть подлодок типа “М” находится в составе Северного флота. 2. Строительство Северного флота до сих пор идет медленными тем пами. Полностью отсутствуют новые большие подлодки классов “С” и “К” и большие минные подлодки класса “Л”. Только наличие военных судов подобного рода могло бы дать возможность Северному флоту вести насту пательную подводную войну. В этом он сильно отличается от Балтийского. Подобно Дальневосточному, Северный флот имеет, в общем, оборони тельные задачи. 3. В районе Северного морского флота находится важный морской путь, по которому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназна ченный для обслуживания судоходства Северного морского пути. В Мур манске постоянно чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген военно-морские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При прекращении этого подвоза судоходство по Северному морскому пути остановится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно нарушены советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизненные интересы страны при этом не затрагиваются (надо за метить, что северная часть Мурманской железной дороги электрифициро вана, а средняя и южная обеспечиваются ленинградским углем)». В таблице, приложенной к этому докладу атташе, даны сведения о советском подводном флоте на Севере: больших подводных лодок (водоизмещением более 800 т) - 3, средних (около 500 т) - 5, малых (250 т) - 9. В другом месте и в иной таблице немцы определили состав Северно го военно-морского флота кначалу войны с Германией следующим образом: 1 лидер флотилии (водоизмещением) - 2 600 т, 8 эсминцев - 12 206 т, 19 подлодок - 8 5 1 0 т , 3 торпедных катера - 2 200 т. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz