Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
ны. Он ладил с мурманскими руководителями, и они высоко оценивали его заслуги. Так, директор Мурманского СРЗ А.П. Прокофьев в справке об итогах работы за годы войны писал: «По заданию уполномоченного ГКО тов. Папанина смонтирован коллектор приема жидкого топлива и смонтировано грузовое 30-тонное устройство на пароходе “Кама” для выгрузки танков и другого вооруже ния. Работы проводились в условиях постоянных налетов вражеской авиа ции и тридцатиградусных морозов и, несмотря на это, были выполнены в точно установленный срок, за что тов. Папанин письмом выразил от имени ГКО благодарность коллективу завода». 11 мая 1945 г. И.Д. Папанин обратился к морякам Севморпути с по здравлением по поводу великой Победы. Он писал: «Почти четыре года, день и ночь, не покладая рук трудились работники тыла для фронта, для скорейшего разгрома фашистского зверя. Много крови и слез пролито на шими советскими людьми, час победы был мечтой для каждого из нас. Сейчас эта мечта превратилась в действительность. Советский народ сде лал свое дело». После войны Первые послевоенные годы И.Д. Папанин продолжал возглавлять Главсевморпуть, а с 1948 г. перешел на научную работу. Игорь Чесноков со слов преемника И.Д. Папанина на посту руково дителя Главсевморпути адмирала В.Ф. Бурханова о переводе Ивана Дмит риевича в институт океанологии АН СССР в 1948 г. говорил, что якобы Сталин выразился так: «Этот братишка (подразумевая матросское прошлое полярника) сделал свое дело. Теперь там нужны грамотные руководители для Севера». С тех пор контр-адмирал И.Д. Папанин стал командовать научно- исследовательским флотом СССР. Тогда в распоряжении ученых-океано- ведов было лишь одно экспедиционное судно - «Витязь», унаследовавшее имя знаменитого исследовательского корабля адмирала С.О. Макарова. Папанин руководил переоборудованием «Витязя». Но одного «Витязя» было явно недостаточно. Потому-то и был соз дан отдел морских экспедиционных работ. Заказы научно-исследователь ских судов на верфях СССР, ГДР, Финляндии, размещение на них прибо ров, спуск корабля на воду - все входило в ведение ОМЭРа (отдел морских экспедиционных работ). В короткое время были построены и оборудованы 32 «корабля нау ки» общим водоизмещением более 8 тыс. т: «Михаил Ломоносов», «Петр Лебедев», «Академик С. Вавилов», немагнитная шхуна «Заря»... 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz