Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

Было проведено общее собрание портовиков, где обсуждались меры по досрочной разгрузке судов с грузами по ленд-лизу. Приказом И.Д. Па­ панина были утверждены переходящие знамена и вымпелы для лучших бригад грузчиков. Для материально-продовольственного поощрения доке­ ров был создан так называемый «папанинский фонд», введена премиально­ прогрессивная система оплаты труда. Папанин добился от правительства увеличения квот на рабочую си­ лу: если к началу первой зимней навигации в Мурманске было около тыся­ чи грузчиков, то к осени 1942 г. их численность увеличилась почти в пять раз. Уполномоченный ГКО издал ряд приказов о механизации погрузочно- разгрузочных работ: более половины грузов составляли «тяжеловесы» - танки, самолеты, тракторы, локомотивы, железнодорожные платформы, а их на плечах не вынесешь. Нужны были краны. В связи с этим вспоминается такой случай. Во время очередной ожесточенной бомбардировки порта был выве­ ден из строя (затоплен) плавучий кран. Что делать? Ведь каждый день про­ стоя судна у причала надо оплачивать валютой. Кто-то подсказал Ивану Дмитриевичу хорошую мысль: попросить у «американца», стоящего на рейде, грузовую стрелу. Папанин оделся в парадный мундир (он был тогда еще капитаном 1-го ранга) с двумя Звездами Героя и всеми орденами и от­ правился в гости. Разговор в капитанской каюте шел о дружбе союзников, об антифашистской солидарности, о помощи и т.д. Папанин уговорил ка­ питана уступить стрелу, а в виде компенсации жене судовладельца был по­ слан меховой презент - шкурка голубого песца из Пушного... Первые итоги зимней навигации были подведены 23 апреля 1942 г. На торжественном собрании портовиков Мурманска, посвященном вруче­ нию орденов и медалей, Иван Дмитриевич выступил с большой и теплой речью. А через месяц он уехал в Архангельск, чтобы проверить, как идет подготовка к летней навигации, затем отправился в Москву. Так всю войну и мотался Папанин между Архангельском, Мурманском, между Арктикой и столицей. О летней встрече 1942 г. с Папаниным уже упомянутый нами К.С. Бадигин вспоминал так: «В управлении затишье. Многие сотрудники в Арктике - кто в за­ падном районе, кто в восточном. Иван Дмитриевич Папанин был в своем кабинете. Папанин указал мне на кресло у своего стола и обстоятельно расска­ зал о делах управления. Выходило, что работы непочатый край, а работни­ ков не хватает. Да так оно и было - многие ушли на фронт». В разговоре Бадигина с Папаниным зашла речь о том, кому должны принадлежать ледоколы на Севере - военным или Главсевморпути. Дело решалось в ГКО - ледокольные суда остались у Папанина. По-видимому, 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz