Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

Великую Отечественную войну И.Д. Папанин встретил на посту на­ чальника Главсевморпути. Он строил огромные планы по дальнейшему освоению Арктики, следил, как его ледокольное «хозяйство» готовится к летней навигации. Но агрессия Гитлера опрокинула все наметки и расчеты, и уже 16 августа 1941 г. И.Д. Папанин докладывал Сталину, что немецкие подводные лодки обнаружены полярниками в Карском море. Вот что вспоминал о первых месяцах войны адмирал Н.Г. Кузнецов, тогдашний нарком Военно-морского флота: «Для организации военно- морских перевозок на Севере немало сделал уполномоченный Государст­ венного Комитета Обороны и начальник Главсевморпути контр-адмирал И.Д. Папанин. О Папанине я услышал впервые, когда всей стране стали известны фамилии четырех смельчаков, высадившихся в 1937 г. на дрейфующую льдину для изучения “белых пятен” Арктики. Ближе мы познакомились, когда он начал работать в Москве. Иван Дмитриевич сразу покорил меня. Он вообще умел подойти к людям. Помню его телефонный звонок в начале войны: - Дорогой Николай Герасимович, - так он любил начинать разго вор, -дайте мне хоть сколько-нибудь пушечек прикрыть остров Диксон. И объяснил, зачем там нужны пушки. В ту пору на флотах с оружием было туговато, но несколько старых орудий все же было послано на Дик­ сон. Главное управление Севморпути даже в мирное время нуждалось в помощи наркомата ВМФ. В свою очередь, военные моряки сотрудничали с работниками Главсевморпути и перед войной, когда переводили военные корабли Северным морским путем для усиления флота на Дальнем Восто­ ке, и во время войны, когда боевые корабли шли обратным путем с Тихого океана на Север». 15 октября 1941 г. И.Д. Папанина вызвали в Государственный Коми­ тет Обороны. На этой встрече И.В. Сталин говорил, что «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное зна­ чение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт». Тут же было принято решение о назначении И.Д. Папанина упол­ номоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Се­ вере. Через два дня, 17 октября, И.Д. Папанин уже был в Архангельске. В его штаб тогда входили 26 человек, самому Папанину был выделен каби­ нет №84 в архангельском Доме Советов. О первых шагах нового уполномоченного ГКО есть воспоминание еще одного Героя Советского Союза - капитана-ледоколыцика К.С. Бади- гина. Вот оно: «На следующий день произошел разговор с Папаниным. Он На посту уполномоченного ГК О (1941 год) 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz