Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

И второй момент. Вспоминая Папанина и дрейфующую станцию «Северный полюс», мы должны видеть весь последующий путь освоения приполюсной Аркти­ ки, вплоть до сегодняшней экспедиции «Северный полюс-37», тоже, кста­ ти говоря, отправлявшейся из Мурманска. Весной 1938 г. Советское правительство назначает Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР И. Д. Папанина заместителем на­ чальника Главного управления Северного морского пути при СНК СССР, а через год он становится начальником Главсевморпути. Если до этого И.Д. Папанин бывал в Мурманске в качестве пассажира, отправляющегося на зимовку или возвращающегося из Арктики, то теперь Мурманск стал ин­ тересовать его как крайняя западная точка великого Северного морского пу­ ти, как база арктического флота. В своих воспоминаниях о первых неделях работы в Москве И.Д. Па­ панин писал: «...Не терпящим отлагательства делом было строительство судоремонтного завода в Мурманске. Такой завод - для ремонта ледоколов и других судов арктического флота - был тогда великой необходимостью». Вопрос о ходе строительства в Мурманске судоремонтного завода Глав­ севморпути рассматривался в Кремле. Папанин вспоминает, что когда он вошел в кабинет Сталина, где находились В.М. Молотов, А.И. Микоян и секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев, то сразу почувствовал недовольство Сталина. «Строительство мурманского завода идет из рук вон плохо, - ска­ зал Сталин. - Так дальше нельзя. Где мы будем ремонтировать ледоколы и корабли, работающие в Заполярье? ЦК и Совнарком не могут мириться с создавшимся положением, - продолжал Сталин. - Необходимо принять самые решительные меры. Политбюро решило поручить товарищу Коса­ реву и вам поднять на это дело молодежь...» По предложению И.Д. Папанина строительство судоремонтного за­ вода шло поэтапно. Цехи и основные коммуникации еще сооружались, а в доках и мастерских стали ремонтировать первые корабли. Помимо мурманского завода у И.Д. Папанина в предвоенные годы бы­ ло немало в других забот. И главная из них - дальнейшее освоение Арктики, коммерческая эксплуатация Северного морского пути. Об этом он говорил на XVIII съезде партии. В декабре 1939 г. И.Д. Папанин вновь в Мурманске. Этот приезд в пик полярной ночи был связан с новой экспедицией: И.Д. Папанин шел на ле­ доколе выручать «седовцев». Так же, как выручали в 1938 г. его и его това­ рищей по зимовке на полюсе, экипаж ледокола «Сталин» пошел спасать дрейфующий «Седов». За этот зимний поход Иван Дмитриевич получил вторую Звезду Героя Советского Союза. Перед войной 17 ГУК Мурмзксязя гмудэрсткеним о б п а с т к з к ; р с г л ь н з а научила библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz