Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
И второй момент. Вспоминая Папанина и дрейфующую станцию «Северный полюс», мы должны видеть весь последующий путь освоения приполюсной Аркти ки, вплоть до сегодняшней экспедиции «Северный полюс-37», тоже, кста ти говоря, отправлявшейся из Мурманска. Весной 1938 г. Советское правительство назначает Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета СССР И. Д. Папанина заместителем на чальника Главного управления Северного морского пути при СНК СССР, а через год он становится начальником Главсевморпути. Если до этого И.Д. Папанин бывал в Мурманске в качестве пассажира, отправляющегося на зимовку или возвращающегося из Арктики, то теперь Мурманск стал ин тересовать его как крайняя западная точка великого Северного морского пу ти, как база арктического флота. В своих воспоминаниях о первых неделях работы в Москве И.Д. Па панин писал: «...Не терпящим отлагательства делом было строительство судоремонтного завода в Мурманске. Такой завод - для ремонта ледоколов и других судов арктического флота - был тогда великой необходимостью». Вопрос о ходе строительства в Мурманске судоремонтного завода Глав севморпути рассматривался в Кремле. Папанин вспоминает, что когда он вошел в кабинет Сталина, где находились В.М. Молотов, А.И. Микоян и секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев, то сразу почувствовал недовольство Сталина. «Строительство мурманского завода идет из рук вон плохо, - ска зал Сталин. - Так дальше нельзя. Где мы будем ремонтировать ледоколы и корабли, работающие в Заполярье? ЦК и Совнарком не могут мириться с создавшимся положением, - продолжал Сталин. - Необходимо принять самые решительные меры. Политбюро решило поручить товарищу Коса реву и вам поднять на это дело молодежь...» По предложению И.Д. Папанина строительство судоремонтного за вода шло поэтапно. Цехи и основные коммуникации еще сооружались, а в доках и мастерских стали ремонтировать первые корабли. Помимо мурманского завода у И.Д. Папанина в предвоенные годы бы ло немало в других забот. И главная из них - дальнейшее освоение Арктики, коммерческая эксплуатация Северного морского пути. Об этом он говорил на XVIII съезде партии. В декабре 1939 г. И.Д. Папанин вновь в Мурманске. Этот приезд в пик полярной ночи был связан с новой экспедицией: И.Д. Папанин шел на ле доколе выручать «седовцев». Так же, как выручали в 1938 г. его и его това рищей по зимовке на полюсе, экипаж ледокола «Сталин» пошел спасать дрейфующий «Седов». За этот зимний поход Иван Дмитриевич получил вторую Звезду Героя Советского Союза. Перед войной 17 ГУК Мурмзксязя гмудэрсткеним о б п а с т к з к ; р с г л ь н з а научила библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz