Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
знаменем. Мы вчетвером пошли к ним навстречу. В море, у берегов без людной Гренландии встретились советские люди... Тут начались споры: на какой пароход нам пойти. “Таймырцы” гово рят: - Идите к нам, у нас для вас чистая ванна приготовлена. А “мурманцы” нарочно придумывают всякие страшные вещи и пу гают нас: - Не ходите на “Таймыр” , там у них клопы. Куда же пойти? Решили бросить жребий. Написали записочки, по ложили в шапку, внимательно следили, чтобы жульничества не было. Мы с Кренкелем вытянули записки с надписью “Мурман”, Ширшов и Женя - “Таймыр” . Весёлый (это пёс, который жил с папанинцами. - А .К ), конечно, по шёл на “Мурман” вместе со мной». Нельзя не отметить, что определенный скептицизм в оценке итогов работы папанинцев в 1937-1938 гг. все же в последующие годы наблюдал ся. Профессор М.И. Белов, отметив в целом ценность научных результатов дрейфа СП-1, в своем труде «Научное и хозяйственное освоение советско го Севера. 1933-1945 гг.» напишет в конце 60-х гг. следующее: «К сожале нию, гидрологические и океанологические наблюдения станции “Север ный полюс-1” не были изданы и до сих пор не введены целиком в научный оборот». И еще: «К сожалению, собранный материал не был должным об разом проанализирован, во всяком случае, из него не были сделаны выво ды». Понятнее становится цель папанинской эпопеи из выступления О.Ю. Шмидта в день отлета самолетов со льдины. В истории СССР дрейф этой четверки должен был стать, по словам начальника Главсевморпути, «яркой страницей большевистских побед». Это были, вспомним, 1937 и 1938 гг., печально известные всему ми ру, увы, и другими событиями. Руководители СССР, оцепленного колюч кой ГУЛАГа, желали, по всей видимости, чтобы Страна Советов выгляде ла в глазах мира и собственного народа передовой процветающей держа вой, способной на рекорды мирового масштаба. И средств народных на это отнюдь не жалели да, кажется, и не считали. Кроме всего, это был, похоже, и своего рода «полюсный реванш». И все же, чтобы внести ясность в эту проблему, вспомним, что в 1940 г. издательство Главсевморпути выпустило в двух томах «Труды дрейфующей станции “Северный полюс”. В то издание вошли научные от четы и результаты наблюдений участников экспедиции, а в приложениях даны 10 таблиц, схема прокладки дрейфа льдин от 21 мая до 29 сентября 1937 г., 156 схем прокладки линий положения для астрономических пунк тов, полученных по звездам, а также фотоиллюстрации. В это антикварное издание вошла и статья И.Д. Папанина «Дрейфующая станция». 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz