Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

ция “Север” численностью 42 человека под руководством самого началь­ ника Главсевморпути О.Ю. Шмидта. Два месяца тщательной подготовки, и 21 мая флагманский самолет доставил четверку зимовщиков в район Северного полюса. Научную часть дрейфующей станции составляли всего двое: геофизик Е.К. Федоров и гидробиолог П.П. Ширшов. Э.Т. Кренкель обеспечивал радиосвязь, а И.Д. Папанин был хозяйст­ венником и руководителем станции». 274 дня на Северном полюсе Конечно же, самым важным, самым значительным событием в жиз­ ни Ивана Дмитриевича Папанина в предвоенные годы были высадка на Северный полюс и зимовка там. В мае 1937 г. на самолетах М.В. Водопья­ нова, B.C. Молокова, А.Д. Алексеева и И.П. Мазурука на полюс было за­ брошено все необходимое для зимовки. На ледяном поле были построены склады, мастерские, поставлены две мачты радиостанций, ветряк, метео­ рологический пункт. Так было положено начало первым в истории человечества регуляр­ ным научным исследованиям на «макушке» планеты, на хрупкой скорлуп­ ке-льдине, под которой - пятикилометровой глубины бездна океана, а кру­ гом, на тысячи километров, - безлюдные пространства полярной пусты­ ни... Трудным был каждый из этих беспрецедентных 274 дней дрейфа. Достаточно вспомнить регулярные промеры глубин - опускание и подня­ тие троса длиной три, четыре, пять километров... Помимо прочего, это - тяжелая физическая работа. А каково было обнаружить на льдине трещи­ ны! Они скоро сделали ее похожей на стекло, в которое бросили камень... Когда льдина, вынесенная в Гренландское море, стала крошиться, мурман­ ские моряки получили задание правительства - снять с дрейфующей льди­ ны папанинцев. Первым в Гренландское море направился на ледовую раз­ ведку зверобойный бот «Мурманец». 3 февраля 1938 г. туда же взял курс ледокольный пароход «Таймыр», через четыре дня - ледокольное судно «Мурман». Капитану «Мурмана» И.Ф. Котцову предстояло второй раз вы­ ручать И.Д. Папанина - первый раз он вывозил его после зимовки из бухты Тихой в 1933 г. В операцию по спасению папанинцев включились рефри­ жератор «Комсомолец Арктики» и траулер РТ-83, эсминец «Карл Либк- нехт» и подводные лодки Северного флота, а из Москвы летел дирижабль. Но главные задачи возлагались на славный «Ермак» и ледокольные суда «Таймыр» и «Мурман». Именно эти два корабля 19 февраля подошли к льдине папанинцев. И.Д. Папанин вспоминал: « “Таймыр” и “Мурман” подошли к наше­ му обломку. Восемьдесят человек с пароходов бежали к нам с красным 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz