Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
В тридц аты е годы В 1934 г. И.Д. Папанин впервые увидел Мурманск. Ледокол «Сиби ряков» принял на борт новую группу зимовщиков под руководством Ивана Дмитриевича. На этот раз они направлялись на самую северную точку Ев разии - на мыс Челюскин. «Через год, - писал журналист В. Маркин, - Папанин уехал с мыса Челюскин, а на самой северной точке материка Евразии остались радио станция, крупнейшая в советской Арктике, и новый полярный научный центр, расположенный прямо на трассе Северного морского пути». А сам Иван Дмитриевич рассказывал так: «На обратном пути, в Игарке, к нам на борт “Анадыря” поднялась американская журналистка Рут Грубер, совершавшая путешествие по Сибири. Она сказала, что после Земли Франца-Иосифа и мыса Челюскин мне дальше на север идти некуда. Я пошутил: “Дальше есть еще Северный полюс” . И не предполагал, что шутка обернется действительностью...». Иван Дмитриевич знал, что готовится экспедиция на полюс - ее хо тели организовать еще в период проведения Международного полярного года: известны проекты Ф. Нансена, В.Ю. Визе и многие другие. Но назна чение именно его начальником экспедиции было неожиданностью. Папанин добавлял: «Дом на полюсе, конечно, построить посложнее, чем все остальное. Одна подготовка этого “строительства” заняла чуть ли не год. Беспрерывная вереница забот... Нам ни в чем не отказывали, но необходимо было ограничить общий вес груза десятью тоннами. В этой цифре все: снаряжение, научные приборы, одежда и продовольствие на четверых. Уложиться в десять тонн - вот это была задача! На Земле Фран ца-Иосифа организовали перевалочную базу и аэродром для тяжелых са молетов АНТ-6, они и доставили экспедицию на льдину Северного полюса». А вот как обо всем этом рассказывал в 70-ю годовщину начала экс педиции «Северный полюс-1» мурманский журналист Игорь Чесноков: «План высадки на Северном полюсе научной дрейфующей станции рас сматривало правительство СССР на своем заседании в феврале 1936 г. О размерах государственных затрат на эту акцию можно судить хотя бы по тому, сколь мощными были силы, привлеченные к участию в орга низации СП-1, а затем - в спасении четверки в конце дрейфа. Предвари тельно два рейса с полными трюмами грузов совершил из Архангельска к острову Рудольфа Земли Франца-Иосифа пароход “В. Русанов” . На остро ве был построен поселок с радиостанцией, аэродромом, где накопили запа сы авиационного горючего, продовольствия и топлива для рабочих, эки пажей самолетов, а также - научное и аэродромное оборудование, включая тяжелые тракторы. 22 марта 1937 г. на эту базу прибыла из Москвы на че тырех тяжелых самолетах в сопровождении самолета-разведчика экспеди- 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz