Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

В тридц аты е годы В 1934 г. И.Д. Папанин впервые увидел Мурманск. Ледокол «Сиби­ ряков» принял на борт новую группу зимовщиков под руководством Ивана Дмитриевича. На этот раз они направлялись на самую северную точку Ев­ разии - на мыс Челюскин. «Через год, - писал журналист В. Маркин, - Папанин уехал с мыса Челюскин, а на самой северной точке материка Евразии остались радио­ станция, крупнейшая в советской Арктике, и новый полярный научный центр, расположенный прямо на трассе Северного морского пути». А сам Иван Дмитриевич рассказывал так: «На обратном пути, в Игарке, к нам на борт “Анадыря” поднялась американская журналистка Рут Грубер, совершавшая путешествие по Сибири. Она сказала, что после Земли Франца-Иосифа и мыса Челюскин мне дальше на север идти некуда. Я пошутил: “Дальше есть еще Северный полюс” . И не предполагал, что шутка обернется действительностью...». Иван Дмитриевич знал, что готовится экспедиция на полюс - ее хо­ тели организовать еще в период проведения Международного полярного года: известны проекты Ф. Нансена, В.Ю. Визе и многие другие. Но назна­ чение именно его начальником экспедиции было неожиданностью. Папанин добавлял: «Дом на полюсе, конечно, построить посложнее, чем все остальное. Одна подготовка этого “строительства” заняла чуть ли не год. Беспрерывная вереница забот... Нам ни в чем не отказывали, но необходимо было ограничить общий вес груза десятью тоннами. В этой цифре все: снаряжение, научные приборы, одежда и продовольствие на четверых. Уложиться в десять тонн - вот это была задача! На Земле Фран­ ца-Иосифа организовали перевалочную базу и аэродром для тяжелых са­ молетов АНТ-6, они и доставили экспедицию на льдину Северного полюса». А вот как обо всем этом рассказывал в 70-ю годовщину начала экс­ педиции «Северный полюс-1» мурманский журналист Игорь Чесноков: «План высадки на Северном полюсе научной дрейфующей станции рас­ сматривало правительство СССР на своем заседании в феврале 1936 г. О размерах государственных затрат на эту акцию можно судить хотя бы по тому, сколь мощными были силы, привлеченные к участию в орга­ низации СП-1, а затем - в спасении четверки в конце дрейфа. Предвари­ тельно два рейса с полными трюмами грузов совершил из Архангельска к острову Рудольфа Земли Франца-Иосифа пароход “В. Русанов” . На остро­ ве был построен поселок с радиостанцией, аэродромом, где накопили запа­ сы авиационного горючего, продовольствия и топлива для рабочих, эки­ пажей самолетов, а также - научное и аэродромное оборудование, включая тяжелые тракторы. 22 марта 1937 г. на эту базу прибыла из Москвы на че­ тырех тяжелых самолетах в сопровождении самолета-разведчика экспеди- 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz