Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

зова «Мы были на Кубе». На следующий день о посещении острова Сво­ боды написали еще несколько человек - как гражданских, так и военных. Из множества воспоминаний о Кубе той поры я выбрал лишь три. Первое принадлежит ветерану Мурманского морского пароходства, члену экипажа парохода «Тбилиси» А.М. Сухотину: «Вышли мы из Калинингра­ да под командованием Качаравы, загруженные военной техникой - “ка­ тюши” и их модификации. Рейс был объявлен скоростным. Шли мимо Азорских островов, где попали в хорошо помотавший нас шторм. Пришли в Гавану, встали на рейде. На своем катере, типа торпедно­ го, в сопровождении рослых вооруженных мулаток, на борт прибыл Рауль Кастро. Дружили они с капитаном. Видимо, Рауль был наслышан о подви­ ге Качаравы на “А. Сибирякове” . Открыли трюм и - о, ужас! В первом трюме гора металлолома. Правда, в остальных все нормально. Через какое-то время объявление по судну: “Электромеханику просьба зайти к капитану” . Надо сказать, что на “Тбилиси” , в отличие от других “либерти” , была должность электромеханика, которую именно я и занимал. Захожу в каюту капитана. За столом Качарава, Кастро и мулатка с “Калашниковым” на пышной груди - охранница Рауля и его переводчица. Капитан обратился ко мне с просьбой посмотреть электробритву Рауля - плохо работает. Оказалось, наш “Харьков”. Я смотрю, а переключатель напряжения бритвы стоит на 220 в., хотя всюду на Кубе береговая сеть на 100, я это уже успел узнать. И на “Тбилиси” 110 вольт, близкое к кубин­ скому. Я объяснил причину, переставил переключатель, включил тут же в розетку, и бритва прекрасно заработала. А я заработал рюмку Бакарди, от которой поначалу отказался (нахожусь на службе!), но, с позволения капи­ тана, все-таки выпил. Выгружали технику быстро, тут же заправляли горючим, и машины под покровом ночи со щелевыми фарами покидали порт в неизвестном нам направлении. Позже мы узнали, что доставленное нами оружие нанесло сокрушительный удар по десанту в бухте Плайя-Хирон». Ходил на Кубу и другой мурманский теплоход - «Вацлав Боров­ ский». Его капитан Г.М. Каск писал (это второе воспоминание): «Рейс на­ чинался с Ленинграда. На борт были приняты кубинские студенты, обу­ чающиеся в городах Советского Союза. Они уже прилично говорили на русском языке. Мы подготовили свою судовую художественную самодея­ тельность, выступили перед студентами, но и они выступили экспромтом, да так, что легко затмили нашу художественность. В первом рейсе на Кубе проводку через океан взяла на себя Москва. Четыре раза в сутки мы сообщали свои координаты, погоду и пройденное расстояние. Из Москвы получали рекомендованный курс и координаты точки для следующего суточного перехода. Пройдя более половины пути 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz