Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

Надо сказать, что атомоход «Ленин» создавался в обстановке жест­ кого соревнования с Америкой. В США в это же время строилось атомное транспортное судно «Саванна», и его строительство собирались завершить в 1960 г. Ну, а наш ледокол стремились подготовить к ходовым испытани­ ям в сентябре 1959 г. Потерять фору по времени было никак нельзя. Один из современников вспоминал: «Перед самой загрузкой ядерного топлива в наши реакторы на Адмиралтейский завод нанесли визит экс-президент США Никсон и адмирал Рикковер - отец американского атомного флота. Под его руководством была спроектирована и построена атомная подвод­ ная лодка “Наутилус”». Разумеется, эти гости были приглашены в Советский Союз лично Никитой Сергеевичем. Ему хотелось наглядно продемонстрировать наше преимущество в постройке атомохода. На ледоколе гостям не было ограничений в передвижении. Пожалуй­ ста, смотрите всё. Адмирал, хорошо владевший русским языком (оказа­ лось, он родился в Житомире, в бедной еврейской семье), внимательно ос­ мотрел оборудование атомной установки. Вопросов задавал мало. Особен­ ное внимание уделил циркуляционным насосам первого контура (ЦНПК) и парогенераторам. Про них спросил: - Сколько времени потребуется на замену парогенератора? - Три дня, - не задумываясь, ответил старший строитель. Внимательно осмотрев ЦНПК, гость удивился, что на нашей уста­ новке использовались горизонтальные насосы, и коротко сказал, как отре­ зал: - На наших установках используются вертикальные, эти работать не будут. Вернувшись в Америку, Рикковер доложил сенату, что, по результа­ там его наблюдений, ледокол будет введен в эксплуатацию не раньше, чем через год. Атомная установка ледокола несовершенна, требует серьезных доработок, к тому же не решен вопрос ремонтопригодности оборудования. Однако Рикковер плохо представлял себе возможности нашей со­ циалистической системы. Это соревнование СССР выиграл безоговорочно. Более того, эксплуатация «Саванны» после нескольких рейсов была при­ знана нерентабельной. Судно поставили к стенке, поскольку у американ­ цев постоянно возникали трудности при оформлении его захода в ино­ странные порты. Требовалась крупная страховая сумма на случай возмож­ ного загрязнения акватории порта. Получилось, что денежки американских налогоплательщиков пропали зря. А «Ленин» и в первом исполнении сво­ его радиоактивного сердца отработал 7 лет на трассе СМП (правда, рас­ считано оно было на 10). За это время был накоплен огромный опыт экс­ плуатации атомной техники на флоте и были выявлены все недостатки первой установки. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz