Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
Надо сказать, что атомоход «Ленин» создавался в обстановке жест кого соревнования с Америкой. В США в это же время строилось атомное транспортное судно «Саванна», и его строительство собирались завершить в 1960 г. Ну, а наш ледокол стремились подготовить к ходовым испытани ям в сентябре 1959 г. Потерять фору по времени было никак нельзя. Один из современников вспоминал: «Перед самой загрузкой ядерного топлива в наши реакторы на Адмиралтейский завод нанесли визит экс-президент США Никсон и адмирал Рикковер - отец американского атомного флота. Под его руководством была спроектирована и построена атомная подвод ная лодка “Наутилус”». Разумеется, эти гости были приглашены в Советский Союз лично Никитой Сергеевичем. Ему хотелось наглядно продемонстрировать наше преимущество в постройке атомохода. На ледоколе гостям не было ограничений в передвижении. Пожалуй ста, смотрите всё. Адмирал, хорошо владевший русским языком (оказа лось, он родился в Житомире, в бедной еврейской семье), внимательно ос мотрел оборудование атомной установки. Вопросов задавал мало. Особен ное внимание уделил циркуляционным насосам первого контура (ЦНПК) и парогенераторам. Про них спросил: - Сколько времени потребуется на замену парогенератора? - Три дня, - не задумываясь, ответил старший строитель. Внимательно осмотрев ЦНПК, гость удивился, что на нашей уста новке использовались горизонтальные насосы, и коротко сказал, как отре зал: - На наших установках используются вертикальные, эти работать не будут. Вернувшись в Америку, Рикковер доложил сенату, что, по результа там его наблюдений, ледокол будет введен в эксплуатацию не раньше, чем через год. Атомная установка ледокола несовершенна, требует серьезных доработок, к тому же не решен вопрос ремонтопригодности оборудования. Однако Рикковер плохо представлял себе возможности нашей со циалистической системы. Это соревнование СССР выиграл безоговорочно. Более того, эксплуатация «Саванны» после нескольких рейсов была при знана нерентабельной. Судно поставили к стенке, поскольку у американ цев постоянно возникали трудности при оформлении его захода в ино странные порты. Требовалась крупная страховая сумма на случай возмож ного загрязнения акватории порта. Получилось, что денежки американских налогоплательщиков пропали зря. А «Ленин» и в первом исполнении сво его радиоактивного сердца отработал 7 лет на трассе СМП (правда, рас считано оно было на 10). За это время был накоплен огромный опыт экс плуатации атомной техники на флоте и были выявлены все недостатки первой установки. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz