Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.
В этом же документе, лежащем в сейфе Деница, говорилось: «В рай оне Северного морского флота находится важный морской путь, по кото рому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназначенный для об служивания судоходства Северного морского пути. В Мурманске постоян но чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген во енно-морские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При прекращении этого подвоза судоходство по Северному пути остановится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно нарушены советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизненные интересы стра ны при этом не затрагиваются (надо заметить, что северная часть Мурман ской железной дороги электрифицирована, а средняя и южная обеспечи ваются ленинградским углем)». Помимо коммуникации Мурманск - Шпицберген, Дениц доскональ но интересовался условиями плавания на линии Мурманск - Диксон, а также всем другим, что касалось Северного морского пути. Германская агентура с большой пользой для дела использовала ту «дружескую обста новку», что установилась после подписания пакта Риббентропа - Молото ва. В Мурманске появилось немало германских судов, в т.ч. знаменитый лайнер «Бремен», зачастили работники посольства и консульств, торгпред ства и различных германских фирм. Да и создание немецкой военно- морской базы в районе Западной Лицы было как нельзя более подходящим для сбора сведений о Мурмане и Северном флоте. Немецкие подводные лодки часто нелегально заходили в советские территориальные воды, и их командиры хорошо знали пути плавания рус ских кораблей, навигационную обстановку в Баренцевом море. Что же ка сается более дальних районов Арктики, то гитлеровцы использовали мате риалы аэрофотосъемки северного побережья СССР, сделанной еще в нача ле тридцатых годов с дирижабля «Цеппелин». Вообще-то это была мирная совместная научная советско-германская экспедиция, но немцы присвоили все фотоматериалы и в войну использовали их против нас. В первые месяцы войны с СССР немцы по инерции продолжали под водную войну в средней Атлантике, на торговых путях Англии и США. Но убедившись в создании антигитлеровской коалиции, распространении на СССР американского закона о ленд-лизе, заметив передвижения морских конвоев на трассах Исландия - Архангельск, Шотландия - Мурманск, Де ниц провел передислокацию подводного флота. С 1942 г. немецкие субмарины стали уходить все восточнее вглубь Арктики. Этому способствовали два фактора: во-первых, увеличение мощ ностей судостроительной промышленности Германии (ежемесячно вводи лось в строй, как мы уже говорили, 20-30 подводных лодок); во-вторых, техническое усовершенствование самих подводных кораблей. Так, субма рины 21-й серии имели водоизмещение 1 500 т, радиус действия 22 ОООмиль, подводную скорость - 16-18 узлов, а надводную - 15 узлов. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz