Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

В этом же документе, лежащем в сейфе Деница, говорилось: «В рай­ оне Северного морского флота находится важный морской путь, по кото­ рому из Шпицбергена транспортируется уголь, предназначенный для об­ служивания судоходства Северного морского пути. В Мурманске постоян­ но чувствуется недостаток угля, подвоз которого с острова Шпицберген во­ енно-морские силы Северного флота едва ли в состоянии обеспечить. При прекращении этого подвоза судоходство по Северному пути остановится на долгое время, из-за чего могли бы быть значительно нарушены советские строительные планы на Севере. Однако никакие жизненные интересы стра­ ны при этом не затрагиваются (надо заметить, что северная часть Мурман­ ской железной дороги электрифицирована, а средняя и южная обеспечи­ ваются ленинградским углем)». Помимо коммуникации Мурманск - Шпицберген, Дениц доскональ­ но интересовался условиями плавания на линии Мурманск - Диксон, а также всем другим, что касалось Северного морского пути. Германская агентура с большой пользой для дела использовала ту «дружескую обста­ новку», что установилась после подписания пакта Риббентропа - Молото­ ва. В Мурманске появилось немало германских судов, в т.ч. знаменитый лайнер «Бремен», зачастили работники посольства и консульств, торгпред­ ства и различных германских фирм. Да и создание немецкой военно- морской базы в районе Западной Лицы было как нельзя более подходящим для сбора сведений о Мурмане и Северном флоте. Немецкие подводные лодки часто нелегально заходили в советские территориальные воды, и их командиры хорошо знали пути плавания рус­ ских кораблей, навигационную обстановку в Баренцевом море. Что же ка­ сается более дальних районов Арктики, то гитлеровцы использовали мате­ риалы аэрофотосъемки северного побережья СССР, сделанной еще в нача­ ле тридцатых годов с дирижабля «Цеппелин». Вообще-то это была мирная совместная научная советско-германская экспедиция, но немцы присвоили все фотоматериалы и в войну использовали их против нас. В первые месяцы войны с СССР немцы по инерции продолжали под­ водную войну в средней Атлантике, на торговых путях Англии и США. Но убедившись в создании антигитлеровской коалиции, распространении на СССР американского закона о ленд-лизе, заметив передвижения морских конвоев на трассах Исландия - Архангельск, Шотландия - Мурманск, Де­ ниц провел передислокацию подводного флота. С 1942 г. немецкие субмарины стали уходить все восточнее вглубь Арктики. Этому способствовали два фактора: во-первых, увеличение мощ­ ностей судостроительной промышленности Германии (ежемесячно вводи­ лось в строй, как мы уже говорили, 20-30 подводных лодок); во-вторых, техническое усовершенствование самих подводных кораблей. Так, субма­ рины 21-й серии имели водоизмещение 1 500 т, радиус действия 22 ОООмиль, подводную скорость - 16-18 узлов, а надводную - 15 узлов. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz