Киселев, А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера : от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2011. - 239 с.

Одновременно на перехват вышли немецкие подводные лодки. Ут­ ром 26 декабря командиры субмарин «U-601» и «U-716» обнаружили со­ юзные корабли. Вечером об этом доложили Деницу. Однако вскоре охота за транспортами союзников отошла на второй план, так как англичане начали охоту за флагманом германского флота линкором «Шарнхорст». Бой английских крейсеров и эсминцев с герман­ ским рейдером закончился победой англосаксов. С гибнущего корабля командующий военно-морской группой «Норд» контр-адмирал Эрих Бей, только в ноябре назначенный на эту должность, послал в Берлин гросс-адмиралу Деницу радиограмму: «Веду бой до последнего снаряда». Впоследствии пленный немецкий радист на допросе в разведывательном управлении Адмиралтейства утверждал, что Бей якобы успел получить ответ из Берлина: «Продолжайте бой. Награж­ даю вас Железным крестом с дубовыми листьями. Гитлер». Так бесславно погиб большой корабль и 1 300 человек его экипажа (спаслись лишь 36 матросов). Военно-морская война на севере Европы вступила в новую, заключи­ тельную фазу. Но Дениц практически потерял интерес к ней. Судьбы рейха решались в Центральной Европе: в 1944 г. к Германии приближалась Красная Армия с востока, а в июне началась высадка союз­ ных войск во Франции. Но умалять значение действий моряков Деница в северных морях не стоит. Только подводники Германии утопили в Северном Ледовитом океа­ не, в Баренцевом и Норвежском морях 99 судов общим водоизмещением в 430 тыс. т (для примера скажем, что на Балтике было потоплено 18 наших судов). Деннц и война в Арктике Будучи командующим подводными силами фашистского рейха, а за­ тем главнокомандующим военно-морским флотом Германии, Карл Дениц уделял большое внимание не только Атлантике, но и Арктике, особенно ее западному сектору. Еще до начала Второй мировой войны адмирал тщательно собирал све­ дения о морской коммуникации Мурманск - Шпицберген. Его информато­ ры сообщали, что у России (в ее европейской части) к 1941 г. практически не было океанского судоходства: Черное и Балтийское моря были замкну­ тыми, внутренними водоемами, а Баренцево море было необжитым. И только связь материка с островом Шпицберген была исключением. Воен­ но-морской атташе фон Баумбах писал в донесении: «Регулярное океан­ ское судоходство существует только между северными русскими портами иШпицбергеном». 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz