Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ стоявшей на обороне аэродрома Ваенга и занимавшей опорный пункт (ОП) на вершине сопки. В результате были разрушены дом командного состава, кам­ буз, перебит орудийный кабель и взорван боезапас в количестве 15400 снаря­ дов; убиты 3 и ранены 12 человек. Батарея была вынуждена занять другой ОП и еще ряд батарей по той же причине были вынуждены занять ОП с небольши­ ми углами закрытия и в местах, где можно было провести инженерные работы по защите и маскировке боевых позиций. Другим довольно существенным недостатком было то, что расчеты зе­ нитных батарей в начале войны совершенно не знали силуэты как своих са­ молетов, так и вражеских. Поэтому открывали сильный и хаотичный огонь по любому самолету, появившемуся в их радиусе действия. В результате таких действий в первые дни войны над Кольским заливом были сбиты два наших истребителя И-15 бис, оба летчика погибли. Однако уже через два месяца с приобретением боевого опыта и при должной организации ПВО огонь зенитных батарей в районе Мурманска ста­ новится более эффективным, что заставляет вражеские бомбардировщики увеличить высоту бомбометания от 2000-3000 м до 5000-6000 м. Это, в свою очередь, сказалось на точности попаданий, так как диаметр разброса бомб при этом сильно увеличивался. В этом отношении очень интересна оценка противником действий наших зенитчиков в районе Мурманска в этот период. Из воспоминаний немецкого летчика-бомбардировщика Петера Шталя (Peter W. Stahl) из 6-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры (6./KG 30), воевавшего с первых дней войны на Полярном фронте: «Боевыедействия на Полярном фронте былилегче в сравнении с налета­ ми на Англию. Мы недооценили лишь русские зенитки. Это стало понятно уже во время нашего первого боевого вылета на Мурманск 23 июня. Они нас приняли ог­ ненным градом по объему, равному «английским»размерам, к томуже он был опасно плотным и прицельным. Некоторые наши машины получили серьезные повреждения. На «Юнкерсе» лейтенанта Рихтера (Richter) в нижней части фю­ зеляжа зияла огромная дыра. Во время второго вылета 24 июня практически все самолеты получили повреждения, кроме одного, на котором летел я. По моему мнению, в первые дни боевых действий мы придерживались неправильной тактики. К цели мы летели плотным единым строем и лишь при заходе на цель расходились. Я думаю, «большая куча» не может быть надеж­ ной защитой, так как превосходство «Юнкерса» Ju 88 как раз в его «свобод­ ном полете».2 2P.W.Stahl. KampffliegerzwischenEismeerundSahara.MotorbuchVerlagStuttgart, 1985. S. 176.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz