Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ стоявшей на обороне аэродрома Ваенга и занимавшей опорный пункт (ОП) на вершине сопки. В результате были разрушены дом командного состава, кам буз, перебит орудийный кабель и взорван боезапас в количестве 15400 снаря дов; убиты 3 и ранены 12 человек. Батарея была вынуждена занять другой ОП и еще ряд батарей по той же причине были вынуждены занять ОП с небольши ми углами закрытия и в местах, где можно было провести инженерные работы по защите и маскировке боевых позиций. Другим довольно существенным недостатком было то, что расчеты зе нитных батарей в начале войны совершенно не знали силуэты как своих са молетов, так и вражеских. Поэтому открывали сильный и хаотичный огонь по любому самолету, появившемуся в их радиусе действия. В результате таких действий в первые дни войны над Кольским заливом были сбиты два наших истребителя И-15 бис, оба летчика погибли. Однако уже через два месяца с приобретением боевого опыта и при должной организации ПВО огонь зенитных батарей в районе Мурманска ста новится более эффективным, что заставляет вражеские бомбардировщики увеличить высоту бомбометания от 2000-3000 м до 5000-6000 м. Это, в свою очередь, сказалось на точности попаданий, так как диаметр разброса бомб при этом сильно увеличивался. В этом отношении очень интересна оценка противником действий наших зенитчиков в районе Мурманска в этот период. Из воспоминаний немецкого летчика-бомбардировщика Петера Шталя (Peter W. Stahl) из 6-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры (6./KG 30), воевавшего с первых дней войны на Полярном фронте: «Боевыедействия на Полярном фронте былилегче в сравнении с налета ми на Англию. Мы недооценили лишь русские зенитки. Это стало понятно уже во время нашего первого боевого вылета на Мурманск 23 июня. Они нас приняли ог ненным градом по объему, равному «английским»размерам, к томуже он был опасно плотным и прицельным. Некоторые наши машины получили серьезные повреждения. На «Юнкерсе» лейтенанта Рихтера (Richter) в нижней части фю зеляжа зияла огромная дыра. Во время второго вылета 24 июня практически все самолеты получили повреждения, кроме одного, на котором летел я. По моему мнению, в первые дни боевых действий мы придерживались неправильной тактики. К цели мы летели плотным единым строем и лишь при заходе на цель расходились. Я думаю, «большая куча» не может быть надеж ной защитой, так как превосходство «Юнкерса» Ju 88 как раз в его «свобод ном полете».2 2P.W.Stahl. KampffliegerzwischenEismeerundSahara.MotorbuchVerlagStuttgart, 1985. S. 176.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz