Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Часть 1. Факты и их оценка лезобетонные, а то, что туда не поместилось, укрыли в щелях полевого типа. Деревянные склады частично сносятся, а частично после снятия обшивки, крыши и полов засыпаются песком. Некоторое количество грузов все же осталось в порту. Например, пол тонны яичного порошка и 52 мешка какао, а 52 места оказались вообще без документов. Северный флот не спешил забирать 169 кругов колючей проволо ки, а железная дорога ввиду малого количества отказалась перевозить 8 бочек растительного масла, которое ждали в Москве. В пожароопасном отношении более всего Мальцева смутил 2-й грузо вой район порта, где находилось полторы тысячи кубов экспортного кругляка и почти столько же доски. Все это надо было срочно вывезти, но хозяева груза делать этого не торопились. Вархиве УФСБ по Мурманской области сохранился и еще один документ, автором которого является все тот же лейтенант Клыков. Он написан немного ранее (где-то в первой декаде июня 1942 года), но наглядно показывает, с ка кими иногда нестандартными ситуациями приходилось сталкиваться мурман чанам в 1942 году. Примерно в 14.00 2 июня на глазах изумленных портовиков часть берега с железной дорогой рухнула в воду. Туда же, в Кольский залив, отправились семь порожних вагонов и часть электрической сети. Обрушение берега происходило, правда, не вдруг, а в течение нескольких часов, но понять причину и не допустить обвала люди попросту не успели. Обрушение удалось остановить лишь к 20.00, и только после появилось время осмыслить произо шедшее. Кто-то вспомнил, что 31 мая во время бомбежки одна из бомб упала в залив, рядом с размытым берегом. Специалисты пришли к выводу, что она пробила не только илистое дно, но и твердый грунт, где и взорвалась. Далее предположили, что взрывом было нарушено течение подпочвенных вод, ко торые сначала размыли ил, а потом добрались и до берега и привели к обру шению. В итоге 14-й причал порта на несколько дней был выведен из строя. Пришлось срочно прокладывать новые железнодорожные пути в обход об вала, восстанавливать подачу электричества, но к 5 июня все работы были за кончены. Напомним, что в этот период в торговом порту шла разгрузка конвоя PQ- 16. Быстрому завершению восстановительных работ способствовало то, что в течение почти полутора недель стояла нелетная погода и бомбардировок города не было.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz