Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

ГЛАВА 1. НАКАНУНЕ ным продолжением являлась Кировская железная дорога, по которой полу­ ченные от союзников техника, боеприпасы, продовольствие и снаряжение отправлялись во внутренние регионы СССР и далее на фронт. Обслуживание прибывающих в Мурманск конвоев потребовало колоссальных усилий от го­ рожан. Все ресурсы были брошены на разгрузку судов, ремонт железной до­ роги и ликвидацию последствий авианалетов. Начиная с января и до конца июня 1942 года, большая часть мужского населения и немало женщин были заняты в порту. Об интенсивности работ говорит таблица прихода в Мурманск конвоев союзников. Конвой Прибытие Конвой Прибытие в Мурманск в Мурманск PQ-7 11.01.1942 PQ-13 30.04 -1 .04 .1942 PQ-9/10 10.02.1942 PQ-14 19.04.1942 PQ-11 22.02.1942 PQ-15 5.05.1942 PQ-12 12.03.1942 PQ-16 30.05.1942 Вот что пишет в своих воспоминаниях И. Д. Папапин, которого Государ­ ственный комитет обороны СССР назначил своим уполномоченным по пере­ возкам на Севере. «В1941 году зима наступила рано, иуже в начале ноября СевернаяДвина оказалась скованной льдом. Начал замерзать и Двинский залив. Ледоколов не хватало. Ко мне приехал глава британской миссии военно-транспортной службы в Архангельске капитан первого ранга Монд и заявил: - Нам необходимо получить от вас гарантии, что караваны в зимнее время будут без задержки приниматься и разгружаться в Архангельске. Мы не можем допустить, чтобы наши суда были заморожены в Северной Двине или Белом море. ...Я созвал помощников посоветоваться. Сошлись на мнении: необходи­ мо открывать Мурманский порт. Но в каком он состоянии и что надо сделать, чтобы возродить его к жизни? Надо было срочно направить туда комиссию авторитетных специалистов. ...Через три дня комиссия возвратилась в Архангельск и доложила о том, чтоувидела в Мурманске. А то, что они тамувидели, могло кого угодно приве­ сти вуныние. Мурманский порт был закрыт. Портовые механизмы демонтированы и вывезены. Оставался один плавучий кран да несколько разобранных паро­ вых кранов. Железнодорожная сеть в порту была развита слабо. Причалы на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz