Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
ГЛАВА 1. НАКАНУНЕ ровской и Микояновской - численность дегазационных команд составляла 48 человек, а противопожарных - 28. Свои команды противовоздушной обороны имели также объекты 1-й и 2-й категории. Всего их в Мурманске было девять. Примечательно, что четыре крупнейших из них - торговый порт, рыбный порт, станция Мурманск и судостроительная верфь НКРП - имели команды МПВО большие по численности, чем районные. Более того, в торговом порту и на станции Мурманск приоритет отдавался именно противопожарной службе. Команды огнеборцев здесь по численности в два раза превосходили дегаза торов. В рыбном порту и на судостроительной верфи НКРП тех и других было поровну. Портовики и железнодорожники куда реалистичней смотрели на си туацию, чем руководство города и области. Анализируя исторические документы, мы вынуждены сказать о том, что газобоязнь, судя по всему, была исключительно мурманской болезнью. Об этом говорят данные по другим областям РСФСР. Например, МПВО Вологды решила вообще обойтись без противохимической службы. В структуре МПВО Москвы имелся инженерно-противохимический полк, но его главной работой стала разрядка неразорвавшихся боеприпасов, а впоследствии и разминиро вание. Мы не имеем точных сведений о численности этого подразделения, но какой бы она ни была, в любом случае эта цифра все равно будет уступать количеству пожарных команд. Их в Москве было более 12000 с общей чис ленностью в 205 тысяч человек. Главный упор, как видим, делался на борьбу с пожарами, а отнюдь не с газовыми атаками. В МПВО других регионов проти вохимические подразделения имелись, но их численность всегда была ниже, чем у противопожарных служб. Сегодня сложно сказать, почему в Мурманске возникла такая газобоязнь. Думается, что корень этой проблемы надо искать в личностях руководителей города и области в 1939-1941 годах. Возможно, кто-то из них лично пережил газовые атаки Первой мировой войны. Здесь хорошим подспорьем в нашем исследовании были бы биографии руководителей столицы Кольского Заполя рья. Но личные дела военного времени пока еще закрыты. Нам остается только указать причину, по которой мурманские объек товые команды МПВО отличались по распределению задач от районных. Тут все просто: торговый порт был подразделением Наркомата морского флота, рыбный порт и судостроительная верфь являлись частью Народного комисса риата рыбной промышленности, а станция Мурманск управлялась Народным комиссариатом путей сообщения. Руководители этих объектов не подчиня лись постановлениям горсовета и облисполкома, а руководствовались вну триведомственными документами. Правда, региональная власть имела право контроля над состоянием боеготовности объектовых МПВО. Теоретически
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz