Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

ГЛАВА 1. НАКАНУНЕ ровской и Микояновской - численность дегазационных команд составляла 48 человек, а противопожарных - 28. Свои команды противовоздушной обороны имели также объекты 1-й и 2-й категории. Всего их в Мурманске было девять. Примечательно, что четыре крупнейших из них - торговый порт, рыбный порт, станция Мурманск и судостроительная верфь НКРП - имели команды МПВО большие по численности, чем районные. Более того, в торговом порту и на станции Мурманск приоритет отдавался именно противопожарной службе. Команды огнеборцев здесь по численности в два раза превосходили дегаза­ торов. В рыбном порту и на судостроительной верфи НКРП тех и других было поровну. Портовики и железнодорожники куда реалистичней смотрели на си­ туацию, чем руководство города и области. Анализируя исторические документы, мы вынуждены сказать о том, что газобоязнь, судя по всему, была исключительно мурманской болезнью. Об этом говорят данные по другим областям РСФСР. Например, МПВО Вологды решила вообще обойтись без противохимической службы. В структуре МПВО Москвы имелся инженерно-противохимический полк, но его главной работой стала разрядка неразорвавшихся боеприпасов, а впоследствии и разминиро­ вание. Мы не имеем точных сведений о численности этого подразделения, но какой бы она ни была, в любом случае эта цифра все равно будет уступать количеству пожарных команд. Их в Москве было более 12000 с общей чис­ ленностью в 205 тысяч человек. Главный упор, как видим, делался на борьбу с пожарами, а отнюдь не с газовыми атаками. В МПВО других регионов проти­ вохимические подразделения имелись, но их численность всегда была ниже, чем у противопожарных служб. Сегодня сложно сказать, почему в Мурманске возникла такая газобоязнь. Думается, что корень этой проблемы надо искать в личностях руководителей города и области в 1939-1941 годах. Возможно, кто-то из них лично пережил газовые атаки Первой мировой войны. Здесь хорошим подспорьем в нашем исследовании были бы биографии руководителей столицы Кольского Заполя­ рья. Но личные дела военного времени пока еще закрыты. Нам остается только указать причину, по которой мурманские объек­ товые команды МПВО отличались по распределению задач от районных. Тут все просто: торговый порт был подразделением Наркомата морского флота, рыбный порт и судостроительная верфь являлись частью Народного комисса­ риата рыбной промышленности, а станция Мурманск управлялась Народным комиссариатом путей сообщения. Руководители этих объектов не подчиня­ лись постановлениям горсовета и облисполкома, а руководствовались вну­ триведомственными документами. Правда, региональная власть имела право контроля над состоянием боеготовности объектовых МПВО. Теоретически

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz