Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

ЧАСТЬ 7. Во второй половине 1942-го не Мурманска приходится на самый конец октября 1942 года, когда в течение всего трех дней с 29 по 31 октября бомбардировщики Ju 88 нанесли несколько массированных ударов по нашим войскам на линии фронта, по главной базе Северного флота Полярное, по жилым кварталам Мурманска, Росты, Мурма- шам. При этом погибли 15 человек мирного населения и еще 34 получили ра­ нения. Из месячного отчета о боевой деятельности 122-й ИАД ПВО: «Пользуясь полным отсутствием наших истребителей над объектом, противник на протяжении трех суток держал город и его окрестности днем и ночью в напряженном состоянии. Пользуясь отсутствием нашей авиации во­ обще, противник безнаказанно с низких высот производил обстрел пулемет­ но-пушечным огнем город Мурманск».70 Что пережили мурманчане в эти октябрьские три дня, очень живописно отразил в своем дневнике М. И. Старостин: «Трудящиеся города вотуже три дня и три ночи нормально не отдыхают, дремлют и спят вубежищах, не раздеваясь, и еще работают. <...> С 01 часа дали опять воздушную тревогу, которая длилась около часа, а затем пошли непрерывные тревоги вплоть до 7 часов утра. Фашистские са­ молеты-ночники сделали более 40 самолето-вылетов. Небо освещалидесятки прожекторов, а гул зенитных орудий превращался в сплошной рев. Свист па­ дающих бомб и зажигалок, сливаясь со стрельбой орудий, создавали впечат­ ление, что все это валится именно на тебя, так как не видно - где и куда летят бомбы. Словом, жуткая картина, и в то же время неповторимо красивая, когда огненные разрывы снарядов и ослепительно яркое свечение зажигательных бомб сливается в одну картину с сильным северным сиянием на небе».71 Активность двухмоторных бомбардировщиков Ju 88 30-й бомбардиро­ вочной эскадры в районе Мурманска в эти октябрьские дни объяснялась тем, что в первых числах ноября две группы - 2-я и 3-я в срочном порядке переба­ зировались из северной Норвегии в Средиземноморье. Пожалуй, напоследок пилоты «орлиной» эскадры, чьи экипажи летом 1942 года почти полностью сожгли город, таким образом навсегда попрощались с мурманчанами. На Крайнем Севере осталась лишь одна группа - I./KG 30, продолжавшая действовать на Мурманском направлении. Правда, теперь немецкие летчи­ ки над Мурманском предпочитали летать в основном в ночное время суток и одиночными самолетами. Разрушения по сравнению с летними налетами были несравнимо меньшими, но регулярные полеты над городом одиночных 70ЦАМО,Ф. 20162, on. 1,д.10, л. 126.; Вотношении«отсутствиянашейавиациинадобъектом»- этокасаетсялишьавиацииПВО,так какна30.10.1942г. всоставе122-йИАДПВОизшестидесятиистребителейвисправномсостояниибылотолькодвасамолета: 1 «Харрикейн»и1«Киттихаук», остальныевышлиизстрояиз-заэксплуатациисамолетоввлетнийпериоднапесчаныхаэродромахбез фильтровиотсутствиязапасныхчастей. -Ю. Р. 71Дневниквойны.М. И.Старостин.Мурманск, 2014г.стр. 209-211.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz