Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Часть 5. Мурманск под огненным дождем лучил прямое попадание авиабомбы в машинное отделение. Причинено по­ вреждение, имелись 8 убитых, не считая раненых. По окончании разгрузки судно отведено на рейд, где 15 апреля получено вторичное попадание четы­ рех бомб. В результате судно затонуло на глубине восьми метров. После вто­ ричного налета пострадавших не было. Экипаж с капитаном выехал за грани­ цу- Пароход «Нью Вестминстер Сити» (4747/29. - Ю. Р.) под английским фла­ гом. Находясь под разгрузкой в рыбном порту, 4 апреля получил поврежде­ ние от прямого попадания четырех бомб, вследствие чего на пароходе возник пожар. Жертв из состава команды не было. Пароход затонул в бухте. Экипаж выехал за границу. Пароход «Эмпайер Старлайт» (6850/41. - Ю.Р.) под английским флагом. 4 апреля под разгрузкой от вражеской авиации получил повреждение перед­ ней части в районе трюма № 1 и пробоину в надводной части между трю­ мами № 1 и № 2. Были деформированы бортовая обшивка и палуба. Пароход был отремонтирован и поставлен под разгрузку. Во время вторичного налета вражеской авиации 15 апреля был еще раз поврежден. При помощи ЭПРОНа пароходу была оказана помощь, и он был отведен на рейд. При следующем налете пароход был затоплен. Пароход «Стил Уокер» (5685/20. - Ю. Р.) под английским флагом. Имея на борту около 7000 т груза, от взрыва в подводной части судна затонул в заливе в начале июня на глубине около 40 метров. Сейчас ЭПРОН проводит выгрузку груза из воды. Пароход «Алкоа Кадет» (4823/19. - Ю. Р.) под американским флагом. После окончания разгрузки в конце июня месяца (21.06.1942 г.- Ю. Р.), стоя на рейде (подорвался на мине. - Ю. Р.), получил повреждение и затонул».62 Но и там, на судоремонтном заводе ГУСМП (Главного Управления Се­ верного морского пути. - Ю. Р.) в Росте, стоявшие в ремонте транспортные суда также подвергались бомбардировкам. Причем именно на судоверфи и доки этого завода немцы в июле сбрасывали сверхтяжелые авиационные осколочно-фугасные бомбы весом 1700 кг! Размеры этих бомб, имевших свое название «Сигизмунд», были впечатляющими - длина 3,3 метра, диаметр - бб сантиметров. Конструкция оболочки этих бомб была рассчитана на макси­ мальное образование осколков. Пожалуй, достаточно было бы одного прямо­ го попадания такой бомбы в цель, и ремонтный завод на долгие месяцы вышел бы из строя, а попадание в корабль превратило бы его в кучу металлолома. Но, к счастью, на судоремонтный завод ни одна такая бомба не упала, так как вражеские бомбардировщики их сбрасывали с больших высот (не ниже 6000 м), а точно прицеливаться мешала наша зенитная артиллерия ПВО. 62ГосударственныйархивМурманскийобласти.Ф. П-1, д. 119, оп. 2, л. 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz