Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ Из-за сильного пожара автонасосы не смогли проехать к военному пор­ ту, так как к тому моменту уже все пути проезда были в огне. Огонь распро- .. .....3 странялся путем перебрасывания горящих досок по забору и дорожной де­ ревянной эстакаде в военном порту, непрерывно переходя от одного здания к другому. Трудность тушения была в том, что не хватало активных средств - автона­ сосов и личного состава, быстрое распространение огня, высокая температу­ ра и сильное задымление, а также отсутствие обходных путей. Через один час 40 минут распространение огня приостановилось, а за­ тем полностью было ликвидировано. Удалось отстоять клуб плавсредств, че­ тыре склада №№17,18,19 и 20, парованную мастерскую и причалы в военном порту. Борьба с огнем продолжалась и на второйдень. 2 июля пожарные тушили пожар почтидо 12 часовдня, после чего от огня и дыма не могли открыть вос­ паленные глаза. (Лейтенант Топорищев был госпитализирован)...».59 В июне и июле горели причалы и склады в Мурманском морском порту, железнодорожные станции, горели жилые кварталы Мурманска, но основной целью для люфтваффе все-таки были морские транспорты с военным грузом, стоявшие под разгрузкой у причалов в порту или на рейде в Кольском зали­ ве. Если зажигательные бомбы в основном применялись немцами для сожже­ ния города, то фугасные бомбы большого калибра предназначались прежде всего для транспортных кораблей. Пройдя в составе конвоев благополучно весь длинный и опасный северный морской путь из Исландии, некоторые суда были потоплены с грузом в конечном пункте своего маршрута - в Мурманском порту. Из докладной записки секретарю обкома ВКП(б) товарищу И. И. Федоро­ ву «О работе Мурманского порта за шесть месяцев 1942 года»: «Повреждения от вражеской авиации и флота. От налетов вражеской авиации в порту имеются серьезные нарушения, не восстановленные к июлю месяцу. К числу разрушенных и не восстанов­ ленных объектов следует отнести: водопроводную сеть на 1-м участке, 10-й причал, торговый порт, электрическую сеть 1-го участка, плавучий кран, по­ мещение диспетчерской, помещение телефонной станции, проходную будку, деревянные склады, помещение пожарной команды, помещение бюро пропу­ сков, начальную часть 5-го причала, мастерские механизации, бывшее поме­ щение столовой. На лесных причалах в начале июня месяца в результате разорвавшейся бомбы на обсушке произошли промыв и обвал части территории с потерей пяти порожних вагонов и около 70 м железнодорожного пути. 59ЦВМА,Ф.429, оп. 02441, д. 11,л. 58. £

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz