Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ дром. - Ю. Р.). Уже в ходе воздушного боя на усиление были направлены еще пять «Аэрокобр» 19-го ГИАП и восемь «Харрикейнов» 122-й ИАД ПВО. Схватка была жестокой, с немецкой стороны в бою участвовали опытные летчики из б-й эскадрильи асов (6./JG 5). Армейские летчики во главе с гвар дии капитаном П. С. Кутаховым еще на подходе группы «Юнкерсов» были свя заны воздушным боем истребителями противника. Подоспевшие к месту боя четыре «Харрикейна» 769-го ИАП ПВО во главе с батальонным комиссаром Н. М. Чагиным с ходу пытались атаковать «Юнкерсов», но также были пере хвачены вражескими истребителями отсекающей группы. Ведущий звена «Ха- рикейнов» на высоте всего шестьсот метров в лобовой атаке пытался таран ным ударом уничтожить самолет противника, но ему лишь удалось консолью левой плоскости задеть стабилизатор «сто девятого». От столкновения с са молетом противника наш истребитель получил незначительные поврежде ния. В следующий момент «Харрикейны» ПВО были атакованы истребителями Bf 109 и Bf 110. В результате были сбиты три «Харрикейна», летчики лейтенант Н. С. Нижник и сержант Н. Ф. Аксинин выбросились из горящих самолетов на парашютах, а сержант А. И. Булычев вместе с самолетом упал в болото.43 Оставшись один, старший политрук Чагин на поврежденном самолете вышел из боя и на бреющей высоте вернулся на свой аэродром. Были потери и у армейцев: был сбит один «Харрикейн» 197-го ИАП, ра неный летчик лейтенант В. К. Рутковский также был вынужден выброситься с парашютом из горящего самолета. Не сбив ни одного вражеского бомбардировщика, ценою тяжелых потерь нашим летчикам все же удалось выполнить главную свою боевую задачу - не дать вражеским бомбардировщикам разбомбить стратегически важный же лезнодорожный мост, через который следовали железнодорожные составы, доставлявшие ценные грузы союзных поставок по ленд-лизу из Мурманского морского порта во внутренние районы Советского Союза. Осознавая всю бесперспективность воздушных боев с отсекающими группами вражеских истребителей, наши летчики вскоре просто стали избе гать встречи с ними, и, используя облачность, старались находить в их бое вых порядках брешь и непосредственно атаковать только бомбардировщики. И вскоре счет сбитых пикировщиков Ju 87 в районе Мурманска начал расти. Так, 1 июня 1942 года был сбит один пикировщик Ju 87R-1 из 2./St.G 5. Пилот самолета фельдфебель Георг Гутче (Fw Georg Guttsche), выбросившийся из горящего самолета на парашюте, попал в плен, а воздушный стрелок ун тер-офицер Бруно Пранге (Uffz Bruno Prange) сгорел вместе с разбившимся самолетом. 43Самолетбылнайденс пилотомвкабинемурманскимпоисковымотрядом«Подводник»в1997годувболоте вблизижелезнодо рожнойстанцииКица, недалекооткоторойипроизошел вышеупомянутыйвоздушныйбой. -Ю. Р. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz