Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Так, 15 мая 1942 года был пе рехвачен и сбит «Харрикейнами» Ju 88А-4 из состава 4./KG 30. Вот что поведал на допросе в плену един ственный выживший из экипажа пи лот этого «Юнкерса» унтер-офицер Эрвин Ягер (Uffz Erwin Jager): «На цель (Мурманский порт. - Ю. Р.) зашли с юго-запада с разво ротом влево. Пикировали с высоты от 5000 м до 1200 м, выход из пи кирования производили на высотах 800-1000 м. До пикирования левый мотор моего самолета был подбит зенит ками (был пробит маслорадиатор), но я все же пикировал, так как поврежде ния были незначительными, куда упали бомбы (две ФАБ-500 и две ФАБ-250. - Ю. Р.) я не видел, так как в это время меня стали атаковать сзади и с бортов три «Харрикейна», повредили плоскости и прижали меня к земле, я не мог пе ретянуть через сопку и произвел посадку в 7-8 км западнее Белокаменки. Если бы не было «Харрикейнов», я быушел на свою территорию на одном моторе». Удалось установить, что Junkers Ju 88 был сбит летчиками ПВО из 769-го ИАП: батальонным комиссаром Н. М. Чагиным и сержантом А. И. Булычевым.42 Через несколько дней 18 мая такая же участь постигла экипаж другого Ju 88 из состава 5./KG 30. Из показаний военнопленного унтер-офицера Людвига Бриркляйна (Uffz Ludwig Brierklein): «Вылетели из Банака в составе пяти са молетов. В 09:30 в районе Петсамо на высоте 5000 м к нам присоединилось 10-12 Ме-109. Истребители шли на той же высоте, что и мы. Мы прошли по маршруту: Ура-Губа - Сайда-Губа и перешли на восточный берег Кольского за лива, чтобы с пикирования атаковать суда, стоявшие в районе Белокаменки, с последующимуходом в западном направлении. Огнем зенитной артиллерии было повреждено управление самолетом, аварийно сбросил бомбы в воду. Юго-западнее залива подошли сзади «Харрикейны» и произвели в хвост две атаки, и подожгли левый мотор. Самолет пошел со снижением и упал севе ро-западнее пункта Тулома». После атаки нашими истребителями пилот вражеского бомбардировщи ка был вынужден совершить посадку на советской территории. После призем ления «летчик-наблюдатель» (другими словами, штурман. - Ю. Р.) унтер-офи- цер Йоган Россбергер (Uffz Johann Rossberger) застрелился, а остальные три члена экипажа были пленены. У Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ__________ _____ Junkers Ju 88 30-й бомбардировочной эскадры в полете 42ЦАМО,Ф. 13632, оп. 20281, д. 12.л. 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz