Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Часть 4. Хроника бомбардировок Мурманска в 1942 году только за один июнь погибло больше мирных жителей, чем за все оставшиеся одиннадцать месяцев в этом году. Кроме того, сгорело 2/3 всего жилого фон да города. В этих налетах кроме одномоторных пикирующих бомбардировщиков Ju 87 из l./St.G 5 начинают принимать активное участие эскадрильи двухмо торных бомбардировщиков Ju 88 из 30-й бомбардировочной эскадры (KG 30), базировавшиеся на западном побережье Норвегии, на удаленном аэродроме Банак. Расстояние между этим вражеским аэродромом и Мурманском состав ляло около 540 км, для сравнения: расстояние до Луостари (где базировались бомбардировщики зимой 1941-1942 годов) было менее ста километров, а точ нее - 97 км. Чтобы нанести бомбардировочный удар по Мурманску и вернуть ся на свою базу, немецким летчикам нужно было преодолеть расстояние бо лее 1000 км, затратив на это около трех часов. К слову сказать, такой радиус действий у наших бомбардировщиков был лишь у Ил-4. Но таких самолетов в составе ВВС Северного флота весной 1942 года было всего девять единиц, из которых шесть были исправны. Вот такими силами ВВС Северного флота наносили удары по аэродрому Банак.41 Двухмоторные бомбардировщики Ju 88 оказались для советских летчи- ков-истребителей «крепким орешком». Обычно группы Ju 88 появлялись над городом на больших высотах - от 4000 до 6000 метров, что не позволяло на шим истребителям, взлетавшим по тревоге со своих аэродромов, своевре менно набрать такую высоту и перехватить их еще на подступах к Мурманску. А после пикирования «Юнкерсы», набрав высокую скорость, легко отрыва лись от преследовавших их истребителей. Также «восемьдесят восьмые» име ли неплохое оборонительное вооружение: верхнюю заднюю полусферу, со стороны которой наиболее часто в атаку выходили истребители, защищали два пулемета MG-81 калибра 7,92-мм. Нижняя задняя полусфера также была под контролем воздушного стрелка, который мог отбить атаку с помощью спаренной пулеметной установки MG-81, расположенной в нижней откидной гондоле кабины самолета. В отличие от одномоторного бомбардировщика Ju 87, двухмоторный Ju 88 при выходе из строя одного мотора мог без особо го труда вернуться на свою базу и на одном моторе. Таким образом, у наших летчиков было совсем немного шансов перехва тить немецкий бомбардировщик Ju 88 и сбить его. Тем не менее, отдельным летчикам-истребителям все же это удавалось сделать, если такой шанс предо ставлялся. А такая редкая возможность появлялась тогда, когда Junkers Ju 88 над целью получал повреждения от огня зенитной артиллерии и, потеряв ско рость, отставал от своей основной группы. 41Летом1942годапоудаленнымаэродромампротивниканазападномпобережьеНорвегиисовершалиналетынаИл-4летчики36-й АДДопергруппы«Север»и35-гоМТАПизОМАГ. -Ю. Р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz