Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

ГЛАВА 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ связь и линия электропередачи. Снова были людские жертвы: были убиты один красноармеец, восемнадцать рабочих и восемь англичан, тридцать два рабочих и четыре англичанина получили ранения.35 Летчики-гвардейцы атаковали «Юнкерсы» уже на выходе из пикирования. К этому времени в районе Мурманска появились и другие советские истреби­ тели из состава 78-го ИАП ВВС Северного флота и 147-го ИАП ВВС 14-й ар­ мии. После чего в небе Мурманска стало тесно от количества краснозвездных истребителей, которые на разных высотах пытались атаковать самолеты про­ тивника. В этой обстановке летчикам разных соединений было трудно разо­ браться, где свои, а где вражеские самолеты. Например, летчики 147-го ИАП, возвратившись на свой аэродром, доложили о противнике буквально следу­ ющее: «Вступили в воздушный бой с самолетами противника, подходящими к Мурманску тремя группамидо 35 бомбардировщиков типа Ю-87и Ю-88 в со­ провождении Ме-109, Ме-110 и Хе-113, всего до 30 истребителей».36 Атака наших летчиков по «Юнкерсам», выходящим из пике, оказалась ре­ зультативной - был сбит Ju 87R-4 из состава l./St.G 5, летчики фельдфебель Карл Эрлих (Fw Karl Ehrlich) и обер-ефрейтер Курт Бакцински (Ogef Kurt Baczinski) выбросились на парашютах и были взяты в плен. На допросе стрелок-радист Курт Бакцински рассказал, как они были сбиты нашим истребителем. Из протокола допроса: «Машина военнопленного летела последней и была после пикирования атакована истребителем сзади, несколько свер­ ху. [Военнопленный] Считает, что это был английский самолет «Кертисс». Самолет был поражен первой же очередью, которая разбила стекло кабины и прошла над самой головой военнопленного. Отстреливался. Израсходо­ вал патроны барабана и стал переставлять барабан, в это время истребитель подошел ближе и дал ряд очередей. Видимо, взорвался бензобак в одной из плоскостей. Раздался взрыв, и машина потеряла управление. Военнопленный оказался выброшенным из кабины. Какраскрылся парашют, он не помнит. При приземлении боялсяупасть в залив». Если стрелок-радист со сбитого пикировщика довольно путано назвал тип атаковавшего их истребителя - «английский «Кертисс» (?!), так как истре­ битель «Кертисс» был американского производства, то его командир - фель­ дфебель Карл Эрлих довольно точно назвал тип истребителя, сбившего их, «Юнкере»: «После пикирования мой самолет был атакован тремя самолетами «Харрикейн», в результате первой атаки были пробиты обе плоскости, после чего самолет стал неуправляемым. С него стали отваливаться отдельные ча­ сти. Стрелок первым выбросился на парашюте, я же выбросился тогда, когда полностью убедился, что управление самолета выведено из строя». 35ХроникаВОВСоветскогоСоюзанаСеверномморскомтеатре. М.,Л., 1946, выпуск2, стр. 86. 36ЦАМО,Ф.363, оп. 6268, д. 38, л. 172.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz