Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

ИАП (командир - майор Л. А. Гальченко), для которого командующий ВВС 14-й армии смог выделить всего лишь двенадцать относительно исправных истре­ бителей: три ЛаГГ-3 и три И-16 из 145-го ИАП и шесть МиГ-3 из 147-го ИАП. После чего в составе армейской авиации, действовавшей как на Мурманском, так и на Кандалакшском направлениях, если не считать штурмовиков бипла­ нов - И-15 бис и И-153, оставалось на тот момент всего девять исправных ис­ требителей - восемь И-16 и один ЛаГГ-3.19 По мере поступления самолетов зарубежного производства началось до сего времени невиданное за Полярным кругом формирование новых истреби­ тельных авиаполков. В течение только двух первых зимних месяцев 1942 года в ВВС Карельского фронта было сформировано сразу четыре новых истреби­ тельных авиаполка двухэскадрильного состава по штату № 015/174 (двадцать самолетов): 760-й ИАП (командир - майор А. П. Зайцев) и, как уже говорилось в предыдущей главе, 767-й, 768-й и 769-й ИАП, которые будут затем переданы в ПВО. Правда, здесь надо отметить, что комплектовались новые истребитель­ ные авиаполки исключительно молодыми летчиками, недавно закончившими летные школы и не имеющими какого-либо боевого опыта. Это, безусловно, отразится не в лучшую сторону в предстоящих воздушных схватках в небе За­ полярья. Поступление по ленд-лизу авиационной матчасти и другой военной тех­ ники в первой половине 1942 года с каждым месяцем возрастало. Так, в тече­ ние последующих двух месяцев общее количество поступивших «Харрикей- нов» в ВВС 14-й армии достигло 146 машин.20 Это позволило в апреле - мае 1942 года сформировать еще два новых истребительных авиаполка - 835-й (командир - майор М. С. Филиппов) и 837-й (командир - майор А. И. Кириллов). Кроме того, полностью перевооружить на новую матчасть еще три истреби­ тельных авиаполка, вошедших в состав Карельского фронта осенью 1941 года, - 17-й ГШАП, 152-й и 197-й ИАП.21 Формирование новых и появление других истребительных авиаполков в составе ВВС Карельского фронта позволило теперь не «распылять» на дру­ гих направлениях фронта основные истребительные силы ВВС 14-й армии - 145-й и 147-й ИАП, как это часто происходило в 1941 году, а задействовать их непосредственно для прикрытия города Мурманска. Более того, эти ави­ аполки - основные защитники летом и осенью 1941 года мурманского неба - были также основательно перевооружены. Причем - американскими истре­ бителями Р-40С «Томагавк», Р-40Е «Киттихаук» и Р-39 «Аэрокобра», которые по всем тактико-техническим характеристикам были значительно лучше, чем У Глава 4. МУРМАНСК ПОД БОМБАМИ__________ _____ 19ЦАМО,Ф. ВВС14А, оп. 5268, д. 15, л. 54. 20ЦАМО,Ф.214, оп. 1466, д. 28, лл. 169-174. 2117-йГШАП(ранее- 65-йШАП)и197-йИАПвходиливсостав7-йотдельнойармииилетом1941годавелибоевыедействияврайоне Петрозаводска. 152-йИАПранеевходилвсостав134-йАДАрхангельскогоВО. Всеэтиавиаполкивначалевойныимелинавооруже­ нииустаревшиебипланыИ-15бисилиИ-153. -Ю. Р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz