Кирошко, А. П. Мурманск в огне : цифры, факты, документы, свидетельства очевидцев / [А. П. Кирошко, Ю. В. Рыбин, П. А. Степаненко]. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н., 2019. - 303 с. : ил., цв. ил., портр., факс.

Часть 5. Затишье перед бурей: расстановка сил летным составом импортных истребителей «Харрикейн» два истребительных авиаполка - 768-й и 769-й с тридцатью двумя самолетами. Местом посто­ янной дислокации 768-го и 769-го ИАП стали аэродромы Арктика (пос. Мо­ лочный) и Шонгуй, соответственно. Третий авиаполк - 767-й ИАП в это время на аэродроме Подужемье (в районе Беломорска) находился еще в стадии фор­ мирования. Не дожидаясь, когда авиаполки ПВО полностью пройдут учебно-боевую подготовку на истребителях «Харрикейн», уже в начале февраля отдельными звеньями летчики ПВО приступили к выполнению своих боевых задач. Так, лет­ чики 768-го ИАП ПВО 6 февраля выполнили шесть самолето-вылетов на при­ крытие Мурманского морского порта. Перед авиаполками 122-й ИАД ПВО были поставлены следующие боевые задачи ПВО: - прикрытие морского порта и города Мурманска; - прикрытие объектов Кировской железной дороги на участке ст. Мурманск - ст. Тайбола. 767-й ИАП ПВО к выполнению этих боевых задач присоединился в начале мая 1942 года после перебазирования на Мурманское направление. Местом его дислокации стал аэродром Арктика, с которого уже вели активные боевые действия летчики 768-го ИАП ПВО. В 1941 году первые союзные конвои доставили в Архангельск 484 «Хар- рикейна», 216 Р-40 и 11Р-39.18Поступление авиационной техники зимой 1941- 1942 годов было очень своевременным, так как после летних и осенних бое­ вых действий ВВС Красной Армии и ВМФ Советского Союза понесли тяжелые безвозвратные потери материальной части. Например, в ВВС 14-й армии в составе двух истребительных авиапол­ ков - 145-го и 147-го ИАП, действовавших в этот период практически на всем протяжении Карельского фронта от берегов Северного Ледовитого океана и до Полярного круга, после первых трех месяцев активных боевых действий из 109 истребителей - от первоначального количества к началу войны - оста­ лось чуть больше половины. В боевом же состоянии истребителей оставалось еще меньше. Причем за этот период армейская авиация дважды пополнялась новой отечественной современной матчастью, получив в общей сложности тридцать два МиГ-3 и ЛаГГ-3. О том, в каком плачевном состоянии находились ВВС Карельского фронта, красноречиво говорит тот факт, что для участия в боевых действиях на Медвежьегорском направлении при проведении частной наземной насту­ пательной операции в конце октября 1941 года был сформирован новый 609-й “Ленд-лизисеверныеконвои1941-1945гг.М. Н.Супрун. М.Андреевскийфлаг, 1997г., стр. 49. 18ЦАМО,Ф. ВВС14А, оп. 5268, д. 15, л. 54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz